За тысячи лет иконопись выработала особое понятие о красоте, во многом отличное от светского. Аскетичные лица, большие серьезные глаза, удлиненные тела… Курская иконописная школа входит в тройку лучших в России..
Порой иконописец накладывает до 100 слоев краски
Нашим «гидом» по мастерской стала иконописец со стажем Марина Юрина. Она специально приехала в Курск из Алма-Аты, чтобы научиться этому искусству. Марина пишет иконы уже 9 лет.
«Проповедь в красках»
Издревле икону называли «проповедью в красках» и «окном в другой мир». Красота духовная здесь выше красы телесной. Именно это привлекает внимание ценителей искусства во всем мире. Много веков назад князь Владимир, выбирая веру для Руси, остановился на православии. Немаловажным было впечатление от богослужения в Софийском соборе в Византии и его убранства, о котором поведали князю послы. «Не знаем, – говорили они, – где мы были: на небе или на земле. Но знаем точно – с этими людьми пребывает Бог».
Расцветом иконописи считается эпоха Византийской империи XIV–XV веков, а на Руси лучшие представители этой школы – Феофан Грек, Дионисий, Андрей Рублев. Сегодня древние традиции продолжают современные мастера, следуя канонам древнерусского и византийского иконного письма XII–XV веков. Курская иконописная школа, работающая по технологии и в стиле Рублева, ценится высоко. Во время последнего визита экс-президента РФ Владимира Путина ему подарили икону именно из этой мастерской, с 1992 года расположенной при храме Сергия Радонежкого.
Многие видят в этом особое преемственное значение: преподобный Андрей Рублев был духовным учеником преподобного Сергия Радонежского. Там трудятся 15 иконописцев. За 15 лет они создали несколько тысяч образов, которые сейчас находятся в храмах, монастырях и у частных заказчиков не только в России, но и по всему миру. Часто курским мастерам делают заказы из Германии.
В комнате сидят несколько иконописцев, в основном, женщины. Стоит какая-то удивительная тишина. Глаза мастеров – открытые, ясные. Работают сосредоточенно и спокойно, разговоры неуместны. Иконы пишут не монахи или послушники, а простые люди, миряне.
Вместо ластика – наждак
Процесс создания иконы непрост. Сначала особым образом просушивают заготовки из липы. Эта древесина более легкая по сравнению с другими и весьма долговечна. С обратной стороны заготовки вставляется шпон из дуба. Он ни в коем случае не должен быть вклеен. После сбора доски из брусочков, идеально подходящих друг к другу (учитывается даже направление волокон), на поверхность наклеивают ткань – поволоку – из льна или хлопка. Затем наносят специальный грунт – левкас. Его рецепт прост – мел и рыбий клей. Каждый нанесенный слой грунта тщательно шлифуют, выравнивая наждачной шкуркой. На это может уйти целый день, а толщина просохшего левкаса бывает лишь 1–3 миллиметра. Получается совершенно ровная белая поверхность. На ней делают предварительный карандашный рисунок, после чего начинается собственно письмо.
– Как быть, если иконописец ошибется. Все переделывать?
– Это практически невозможно. Эскиз перепроверяется неоднократно. Мы же пишем не портреты, а образы – почувствуйте разницу слов. Все в строго каноническом стиле. Канонам подчиняется любая, даже самая мелкая деталь: поворот головы, выражение лица, цвет одежды. Если случается что-то непоправимое, все счищается наждаком до левкаса и рисунок наносится заново.
– Иконописцы где-то обучались или самоучки?
– Все с разным уровнем подготовки. Кто-то учился в специализированных художественных заведениях, а кто-то раньше и кисточки в руках не держал. При мастерской работает школа. Общий срок обучения – 5 лет. Поступающие сюда изучают технику и историю иконописания, иконографию, церковный устав, церковно-славянский язык, историю Русской Православной церкви, Ветхий и Новый Заветы. Работает подготовительный класс, где даются азы иконописания. Независимо от уровня подготовки, мастера постоянно обучаются. Для этого мы приглашаем преподавателей или сами ездим в другие школы, на выставки в Москву, консультируемся с реставраторами и художниками, изучаем литературу.
– Часто бывают необычные заказы? «Географию» распространения своих работ отслеживаете?
– Специально – нет. Знаем, что и в курских храмах они есть, так, в церкви на улице Семеновской все иконы из нашей мастерской. Очень много заказов из российских храмов и Германии. Люди вновь просят сделать иконы для дома, написать семейные, ростовые (мерные) иконы. На Руси на рождение младенца заказывалась такая икона, написанная на доске в меру его роста. На ней изображался святой, в честь которого крещен ребенок. Мерные образы – всегда уникальны. А иконы с избранными святыми – самые трудные, потому что приходится их подбирать, искать жития, описания того, как изображали святых. Так, мучеников пишут в красных плащах, праведных отцов в монашеской одежде. Есть много разных приемов, чтобы сделать изображение символичным: обратная перспектива, условный цвет, определенный фон. Икона внешне похожа на окно. Традиционно изображение помещают в вырезанном углублении – ковчеге. Так создается видимость окна. На некоторых старинных ликах встречается двойной ковчег, указующий, сколь далек наш суетный мир от духовного.
Рисунок на иконе с годами не меркнет
Секрет долговечности
– Рисунок на иконе с годами не меркнет. В чем секрет?
– Он делается натуральными красками. Потемнеть может только олифа, которой покрывают лик после нанесения изображения. Краски готовят из натуральных компонентов. Это – куриные яйца, вино, природные минералы и глины, которые измельчают до состояния пыли. Благодаря им образ сохраняет яркость и насыщенность цветов веками. На иконах вы увидите не так много оттенков, но они не кажутся скучными или одноцветными.
Зеленый цвет получают с помощью минерала «глауконит», красный – это киноварь (соединение ртути и серы). Синий и голубой дают азурит и лазурит, самый дорогой минерал, используемый в иконописи. Оттенки желтого – охра или аурипигмент (из мышьяка и серы), черный – это уголь. Тут не то что художником, но еще и химиком приходится быть. Ведь минералы необходимо соединить со специальной эмульсией. Лишь тогда можно приступать к нанесению рисунка. Эмульсию делают из яичных желтков и такого же объема сухого белого вина или уксуса. Символично, ведь яйцо – это начало новой жизни, Бог сотворил человека из «праха земного», Адам же переводится как глина. В природе есть разные глины. Из них изготавливают охры: светлые, золотистые, темные, красные.
В иконописи многое, можно сказать, наоборот, если сравнивать с обычной живописью – работа идет от темного к светлому. Написание ликов начинается с накладки санкири. Это – темный, оливковый или коричневый тон, поверх которого кладут более светлые слои. На иконах фигуры и предметы не отбрасывают теней, они как бы светятся изнутри. Этот эффект позволяет создать накладка светлого тона поверх темного с помощью аурипигмента – сернистого мышьяка, обладающего сильным свечением. Такой краской на образах прописывают «личную часть»: лицо, руки, прочие части тела. В завершении работы, чтобы придать краскам свежесть, предохранить их от сырости и порчи, икону покрывают олифой. Но, как говорят сами мастера, икона становится иконой, когда на ней сделана подпись: имя того святого, чей образ написан. Затем образ освящается и отправляется в храм или к заказчику.
«Не жаль, что не можете подписать свою работу, как это делают художники?» – спрашиваем мастера Наталью Баландину.
«Иконописец старается выразить слово Божие, а не собственное «я», – говорит она. – Если художник, создавая картину, стремится проявить индивидуальность, свои чувства и мысли, иконописец следует церковной традиции. Мы это знаем и принимаем. Для меня писать иконы – уже большая радость. Несколько дней вне стен мастерской, и становится как-то не по себе. Каждую свободную минуту стараюсь уделить иконописанию. И пусть мое имя не стоит на иконе, приятно, что верующие приходят в храм и молятся на образы, сделанные нами. Сами работаем с молитвой. Есть сборник специальных молитв для иконописца, их читаем перед работой. Некоторые мастера отмечают: бывает, приходишь на работу с больной головой, а в процессе труда боль уходит».
Елена Долженкова
"Друг для друга" (Воронеж)