В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Вопросы и комментарии

  << Пред   След >>

Бог и природа первичной субстанции

Здравствуйте. У меня вопрос по "Динамической метафизике бытия". Текст нелёгкий. Мне не вполне ясно, в каких отношениях находятся Бог и первичная субстанция. Не получается ли, что субстанция первичнее, что всё (и Бог в том числе) зависят от неё? Тут предвидятся упрёки в абсолютизировании субстанции, в противовес Богу. Заранее прошу прощения, я сам в философии неглубоко разбираюсь. Но хотел бы услышать ответ на это. Спасибо.


Ответ

Субстанция названа "первичной" исключительно для того, чтобы подчеркнуть, что это не то, что мы называем материальной субстанцией (которую тоже можно рассматривать на разных уровнях – как, например, воду с её свойствами, вроде текучести и испаряемости, или же, на более глубоком уровне, как элементарные частицы их взаимодействия). В данном же случае речь идёт о предельном уровне описания, едином для всего бытия – не только для материи, но и для духа. Всё что существует есть первичная субстанция, в том числе и Бог.

Смысл этого утверждения не в какой-то зависимости, а в том, что фиксируется существование, грубо говоря, "единого стандарта" устроения всех частей бытия на некоем минимальном, базовом уровне. Этим обеспечивается единство всего сущего, возможность взаимодействий разных онтологических объектов друг с другом. За разнообразие мировой онтологии отвечают более высокие уровни онтологической организации.

Природа первичной субстанции могла быть изменена творческим актом Бога в период, когда вся субстанция бытия ограничивалась Богом, когда ещё не было монад и мироздания. Если это так, то этим актом Бог изменил себя (и только себя) самого. Бог – творец самого себя и, возможно, творец идеи природы первичной субстанции в том виде, как она существует ныне.

Бог и монады в своей внутренней сущности зависят только от самих себя, от своего сознания, т.е. внутренне свободны. От природы первичной субстанции зависеть нельзя, т.к. эта природа не задаёт никаких управляющих законов, точнее – никаких правил перехода причин в следствия (законы – это правила, которые выглядят систематически повторяющимися и устойчивыми во времени). Все правила перехода причин в следствия, какие только действуют в сознании Бога и монад, относятся к более высоким уровням организации, чем природа первичной субстанции. Эти более высокие уровни динамически управляемы, и любые правила перехода причин в следствия могут меняться, если есть на то воля и разумное действие сознания-духа. С другой стороны, ни воля, ни чувства, ни разум не существуют вне причинно-следственных процессов.

Человек зависит от природы физического тела, потому что он эту природу не задумывал и не воплощал в реальность, не творил своё тело, не может это тело изменить по желанию, и даже вряд ли познал эту природу. В рамках "Динамической метафизики" у Бога по отношению к своей онтологии аналогичных условий и ограничений нет. Поэтому и зависимости нет.

Но вот если подумать... Неизменный Бог "вне времени", который из ортодоксальной догматики, свою природу (не первичную/базовую часть, а всю онтологию целиком!) не творил и, что самое интересное, изменить её не в силах. Вот это, пожалуй, как раз и будет пример тотальной зависимости от "нетварной природы". Правда, сложно сказать, кто тут зависит, если учитывать, что неизменное сознание невозможно по определению (сознание – процесс)...

 Тематики 
  1. Метафизика   (91)