В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Вопросы и комментарии

  << Пред   След >>

Что понимается под "добрыми" и "злыми" людьми

Что понимается под "добрыми" людьми? Как определить "добрый" человек или "злой"? Где провести границу? Почему часто употребляются такие слова? Тот кто любит только любящих его – он добрый?


Ответ

Когда говорится "добрый человек" или "злой человек", то имеется в виду "в достаточной мере добрый" или "в достаточной мере злой", а критерии достаточности подразумеваются контекстом. Обычно эти два множества людей не соприкасаются друг с другом и между ними можно обнаружить область неоднозначного смешения – носителей сопоставимых по величине качеств добра и зла; тех, кто недостаточно добр и недостаточно зол. Границу нельзя провести однозначно. Если вспомнить ролевые игры, то в них Alignment персонажей разделяется не на Good и Evil, а на Good, Neutral и Evil. Стоит подчеркнуть: Neutral – не третья сущность, а квалификация смешения добрых и злых качеств в омрачённом сознании.

Если никакой особенный контекст не указан, то "добрыми" имеет смысл называть только людей явно и бесспорно добрых в отношениях со всеми, а "злыми" – тех, кто по своей воле, сознательно и систематически, причиняет каким-либо другим людям неприятности, особенно если это приносит ему какую-то материальную или психологическую выгоду.

Понятия "добрый" и "злой" – относятся к качествам сознания (более точно, к устойчивым качествам сферы воли), а не к поступкам. К сожалению, мы ограничены в возможностях познания истины, и о качествах сознания другого человека обычно можем судить лишь по его поведению. Однако, внешне хорошие поступки не всегда свидетельствуют о внутреннем добре; анализ поведения человека позволяет понять мотивы его поведения, а по мотивам – устойчивые качества сознания.

Добро связано в основе с отношением к другим как к себе (или лучше, чем к себе), а зло – с самоутверждением за счёт других.

Сами по себе добрые и злые качества в природе сознания разделены совершенно чётко. В известных нам понятиях эти качества могут быть определены лишь приблизительно – слишком уж слабо мы представляем природу сознания. Сознание может быть полностью свободно от зла и неограниченно продвигаться в совершенствовании добрых качеств. По теме определений добра и зла, нравственности, духовности см. "Динамическую метафизику бытия", главы "Сознание" и "Этический дуализм".

Когда речь идёт не о теоретической этике, где рассматриваются множества людей, а только об одном конкретном человеке, то вместо характеристик добрый/злой имеет смысл использовать более детальные и подробные описания.

Если кто-то добр (или "любит", хотя это очень неоднозначно понятие, ведь любовь бывает самая разная) в отношении к узкому кругу людей (родственникам, друзьям), а всех остальных просто использует в своих целях, или испытывает ненависть к врагам, стремится отомстить им или нанести им вред тогда, когда это не диктуется необходимостью борьбы со внешними проявлениями их зла, то, очевидно, что сам такой человек – несёт в себе существенные качества зла и в большинстве этико-теоретических контекстов, где важно именно внешнее поведение, попадёт в множество злых людей.

 Тематики 
  1. Этика   (141)
  2. Сознание   (57)