В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Вопросы и комментарии

  << Пред   След >>

Благой Бог и тексты Евангелий

Почему говорилось, что слова Иисуса "Отец прости их ибо не ведают что творят" нужно понимать как "помоги им"? Хотя в Евангелии стоит слово "прощать". Т.е не наказывать. Но раз с точки зрения Розы Мира Бог никого не наказывает, то эти слова становятся бессмысленными.

Аналогично молитва "Отче наш": "и прости нам долги наши..." и поясняется: "как и мы прощаем должникам нашим". Т.е речь не может идти о помощи.

Как же совместить эти слова с концепцией "некарающего Бога"? Как нужно понимать эти места из Евангелия?



Ответ

Слово "прости" надо понимать именно как "прости", а не "помоги". В тексте, о котором идёт речь (и на который следовало бы сослаться) не были проговорены детали, потому что они представлялись очевидными. Кроме того, речь шла о "можно понимать", а не "нужно понимать".

Имелось в виду, что непрощение было бы препятствием для оказания будущей помощи. Очень простая и понятная мысль. Если один человек обиделся на другого, то он не обязательно будет мстить и "наказывать". Человек незлой просто перестанет общаться, и не будет иметь никакого дела с тем, кого он не простил.

Ясное дело, что невозможно, в общем случае, ставить знак равенства между "прости" и "не наказывай". Безусловно, в традиционную для иудаизма ветхозаветную парадигму месть и кары хорошо укладываются, но сложность в том, что личность Иисуса туда не укладывается.

Можно, впрочем, согласиться, что ранние христиане эти слова понимали, скорее всего, именно в смысле "не наказывай". В Новом Завете вообще много ветхозаветной неправды; увы, она неизбежна, и Роза Мира объясняет причину: недовершённость земных дел Христа в первом пришествии, невозможность преодолеть лишь за три года проповеди вековые предубеждения.

Проблема для апологетов ветхозаветного типа сознания состоит в том, что на фоне ряда аргументов в пользу "карающего Бога", которые конечно можно выписывать и коллекционировать, встречаются вещи с этим элементарно несовместимые. Например:

Лк 6.35 А вы поступайте не так! Любите своих врагов, помогайте и давайте взаймы, ни на что не надеясь в ответ. Тогда вас ждет великая награда: вы будете сынами Всевышнего, который добр даже к неблагодарным и злым.
Лк 6.36 Будьте милосердны, как милосерден ваш Отец.
(пер. В.Н. Кузнецовой)


Здесь написано, что Бог добр даже к неблагодарным и злым. Людей призывают быть милосердными как Отец, и это расшифровывается в конкретных действиях таким образом, что исключает понимание в смысле "наказания ради его же пользы". Отсюда ясно, что отношение Бога к злым уж точно не хуже того отношения, к которому Иисус призывает людей в отношении их врагов. Здесь не получается извратить идею Христа в том направлении, как это сделал ап.Павел, говоря о собирании горящих углей на головы врагов и "Мне отмшение, Я воздам" (Рим 12:19-20).

Больше доверия именно к добрым фрагментам в Евангелиях – потому что они не мотивированы ветхозаветной традицией, и вероятность того, что их кто-то выдумал и приписал Иисусу несравненно меньше, чем если речь идёт о неких угрозах и карах.


На самом деле, понимание слов Иисуса в смысле "не оставь их помощью" было предложено лишь как более совместимый с благостью Бога вариант – если сравнивать с "отменой наказаний" (кстати, почему и зачем, если "справедливость" требует "покарать"?).

Более разумный и лишённый наивной прямолинейности подход к вопросу таков: слова "Отче, прости им, они не понимают, что делают" вообще не для Отца были сказаны (Иисусу для этого ничего не надо было бы говорить вслух), а для людей – чтобы показать будущим последователям Иисуса, что Бог и Мессия не будут мстить распинателям, как могли бы ученики подумать, если бы опирались на ветхозаветные предрассудки, в результате чего могла бы разгореться вражда, которая ударила бы по ближайшим перспективам распространения христианства в иудейской среде. Согласно цитированному выше Лк 6.35-36, Отец, представляющий идеал милосердия, врагам не мстит в любом случае, независимо от просьб об их прощении.


В случае с прощением должников из молитвы Отче Наш, речь тоже могла бы идти о будущей помощи (простил долг и ещё одолжил), хотя тема этой молитвы гораздо сложнее. Цель Иисуса состояла, по-видимому, в том, чтобы закрепить у иудеев мысль о связи между добрыми делами (прощение должников) и прощением собственных грехов. Это не означает, что Бог по механическому принципу карает тех, кто не прощает. Возмездие и страдание порождаются планетарными демоническими силами, а освобождают от них планетарные Провиденциальные силы, которые поддерживаются духовными силами Божества, что позволяет адресовать молитву Отцу. Добрые дела (прощение должников) объективно упрощают решение задач противоборства инфернальным силам. Закон воздаяния, как равнодействующая противоборства двух мировых начал, выглядит именно как юридическая справедливость, но Бог и все силы Провидения чужды всякому юридизму, никому не мстят, хотя и стремятся ограничивать зло в его свободе действий, не имея цели "наказать" и причинить страдания.

Надо дополнительно иметь в виду, что молитва Отче Наш была рассчитана на иудейское общество I века и главным её моментом было призывание эпохи Царства Бога на землю, что Иисус и осуществил бы, если бы не казнь. В наше время эта молитва не слишком популярна, и это тоже закономерно.

 Тематики 
  1. Теодицея   (21)
  2. Иисус Христос   (38)
  3. Библеистика   (77)