В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Вопросы и комментарии

  << Пред   След >>

Смысл выражения "нищие духом"

Как можно трактовать выражение из Евангелия "нищие духом", если опираться на библеистику?


Ответ

Прежде всего надо знать, что в Евангелии от Луки после слова "нищие" нет слова "духом" в греческом оригинале. Причём не только в научном критическом тексте, но даже в Textus Receptus. Этого слова нет в классическом английском переводе KJV и в новых русских переводах (еп. Кассиана, В.Н. Кузнецовой). В русский синодальный перевод оно добавлено переводчиками как бы "для совместимости" c Евангелием от Матфея.

Лк 6.20 И Он, подняв глаза Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие, ибо ваше есть Царство Божие.
kai aytos eparas toys ofTalmoys aytoy eis toys maTEtas aytoy elegen makarioi oi ptOhoi oti ymetera estin E basileia toy Teoy


Таким образом, в тексте Луки речь идёт о нищих в самом обычном, материальном смысле. Правда, немного странно, что "блаженны" становятся все нищие подряд. Такая ли уж это сама по себе большая добродетель – быть нищим? Фраза в Евангелии от Матфея, не противореча по существу тексту от Луки, даёт дополнительное уточнение: блаженны не просто нищие, а те нищие, которые отказались от жизненных целей материального преуспеяния, будучи движимы возвышенными духовными устремлениями. Не их собственный дух нищ да убог, или смиренно сознаётся ими за таковой, а совсем другое по смыслу: они стали нищими, бедными (по какой причине? движимые чем?) духом. Силами собственного духа или же Духом Святым – в данном случае не так уж принципиально.

Именно в этом смысле переводит В.Н.Кузнецова (её перевод ориентирован на передачу смысла и поэтому нередко отходит от дословности):

Мф 5.3 – Как счастливы те, что бедны ради Господа! Царство Небес – для них.

Важность нищеты в ту социально несправедливую рабовладельческую эпоху, когда богатство почти всегда было связано с ущемлемнием и жестокой эксплуатацией других людей, подтверждается разговором Иисуса Христа с богатым человеком, которому в ответ на вопрос о том "что сделать благого", было сперва предложено исполнять ту часть из 10 моисеевых заповедей, которая имеет нравственное значение, плюс возлюбить ближнего (Мф 19:18-19), а затем, когда тот спросил о большем – раздать имение бедным и последовать за Иисусом. Богатый человек не готов был к такой материальной жертве и ушёл опечаленный, а Иисус сказал:

Мф 19.23 А Иисус сказал Своим ученикам: – Верно вам говорю, трудно богатому войти в Царство Небес.

И здесь, и в Нагорной проповеди речь идёт о вступлении человека в Царство Небес (=Царство Бога), которое должен установить Мессия.

Иисус ведь и сам был материально нищим по причине своего духовного устремления, и неоднократно говорил на эту тему: "Сын человеческий не имеет, где приклонить голову" (Мф 8:20), "не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?" (Мф 6:31) и т.п.

Следует иметь в виду, что похожее на "нищих духом" выражение ('anawe ruah) встречается в дохристианских кумранских текстах (1Q 33 = 1Q M). Однако оттуда однозначно заключить о смысле этого выражения затруднительно.

Что касается уничижающих интерпретаций (осознание собственной духовной нищеты и т.п.), то достаточно почитать Евангелия, чтобы понять, что Христу они были как минимум не близки (в отличие от позднейших отцов церкви). Но, кстати, у ранних отцов можно встретить верное понимание "нищих духом". Например, Климент Александрийский в "Строматах" пишет так:

"Блаженны же и нищие духом" или внешними благами, лишь бы это было из любви к правде. Не бедность вообще ради нее самой благословляет Господь, а ту бедность, что пренебрегает мирскими сокровищами из-за любви к правде, и ту, которая пренебрегает мирскими почестями, чтобы приобрести сокровище истинное. Поэтому он называет блаженными и тех, кто, храня чистоту телесную и душевную, сохраняет чистоту нравов. Блаженны эти души, благородные и славные, которые из-за постоянного стремления к правде получили преимущество усыновления и вместе с ним власть быть "чадами Божиими", "по змеям и скорпионам ходить", господствовать и над демонами, и над воинством супостата."


Дополнительно интересно отметить, что Д.Андреев подчёркивает нищету Христа, причём именно в смысле материальной бедности, а никак не в осознании личного духовного убожества.

"...Его нищета и Его любовь, исцеления больных и воскрешения мёртвых, хождение по водам и преображение на горе Фавор; Его мученичество и воскресение" (РМ 6.2.22)

 Тематики 
  1. Библеистика   (83)