В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Вопросы и комментарии

  << Пред   След >>

Трактовка гордыни в ортодоксальном богословии и в концепции Д.Андреева

В продолжение темы: ... суждение:
"По поводу гордыни ещё можно сказать, что это, конечно, отрицательная черта характера, но далеко не самая худшая, и, конечно же, не "корень всех грехов", как зачастую принято считать в православном богословии," – у меня вызывает некоторое непонимание.

Не сказано ли у Д. Андреева, что эйцехоре (тёмное начало в природе человека) первично проявляет себя двояко: через стремление к самоутверждению себя за счет других (установка воли) и через сложную противоречивую структуру сексуальной сферы (в сфере чувств).

Аналогию находим и у православных авторов: "корень всех бед плоть и гордыня" (где гордыню можно трактовать многоаспектно, в том числе и как установку воли к самоутверждению за счет других).

В амартологии Д. Андреев и православные авторы, кажется, близки друг другу. Или нет?



Ответ

Упоминаемое место "Розы Мира" на самом деле подтверждает уже сказанное о гордыне, потому что стремление к самоутверждению за счёт других никак не тождественно гордыне, и, следовательно, автор "Розы Мира" говорит о другом. Трактовать "многоаспектно" можно, но тут сам дух существенно иной, чуждый наследия древней парадигмы "раб-господин", и это надо почувствовать. И не зря же Д.Андреев замечает, что гордыня никак не более опасна, чем творческое бесплодие человека (РМ 1.2.21).

Нельзя прямо связывать самоутверждение за счёт других с гордыней – как по смыслу слов, так и учитывая, что Д.Андреев об этом не пишет, при том, что православный подход был ему, конечно же, прекрасно известен, и он склонен отмечать всё, согласное с традицией. Разумеется, демоническим существам гордыня весьма свойственна (кстати, признание этого факта ставит под сомнение универсальность утверждения "бесы... трепещут" Иак 2.19), но в принципе гордыня может порой совмещаться и с любовью, и с бескорыстием. Поэту Ю.М.Лермонтову, например, гордыня была свойственна, бесспорно нанесла ему и его вестнической миссии большой вред, привела к гибели в молодом возрасте, но разве можно сказать, что в нём было стремление к самоутверждению за счёт других? – Нет, нельзя.

С другой стороны, можно указать множество примеров злодеев самого худшего вида, серийных убийц, садистов и проч., у которых не отмечается особой гордыни.

Гордыня – это ненужный акцент на оценке самого себя. Обычно к такому акценту примешивается какой-то элемент неадекватности – личность может становиться неспособной к видению достижений всех остальных и неверно оценивать свои способности относительно их способностей. Гипотетически, не исключена и гордыня в сочетении с адекватной оценкой – незавышенной в отношении себя, и не заниженной в отношении других (не всех "других" в мироздании, а только тех, кто доступен наблюдению; например, среда, в которой рождаются и живут гении, иногда бывает весьма убогой). В реальности такое встречается очень редко, и обычно всё же присутствует некая помутнённость. Но даже если помутнённости нет – гордыня всё равно будет отрицательной чертой характера.

Однако гордость, не переходящая в гордыню, отрицательным, злым качеством не является. В ортодоксальном богословии (по крайней мере у древних отцов) эти понятия не разделяются. Тут интересно было бы посмотреть греческие оригиналы их текстов, т.к. в русских переводах есть оба слова – гордость и гордыня, и оба – в осудительном контексте. Латиноязычный Августин пишет:

"И гордость ведь прикидывается высотой души, хотя Ты один возвышаешься над всеми, Господи. Разве честолюбие не ищет почестей и славы? Но Тебя одного надлежит почитать больше всех и славить вовеки. И жестокая власть хочет внушить страх, – но кого следует бояться, кроме одного Бога? Что можно вырвать или спрятать от Его власти?" (Августин. Исповедь)

Здесь чувствуется влияние ветхозаветной парадигмы: людям гордость запрещена даже не потому, что она сама по себе плоха, а потому что несовместима со "страхом Божиим". Д.Андреев допускает существование такой гордости, которая совмещается с высотой души и с благоговейным отношением к Богу как к предельной высоте (а не всевластной силе), об этом есть в "Русских богах", когда отмечается участие в вечной небесной литургии бывших демонов, обратившихся к Свету:
http://rodon.org/andreev/rb/04.htm#14

Для понимания всесторонней сбалансированности позиции Д.Андреева, также стоит обратить внимание на обличение им гордыни и самоупоения некоторых поэтов Серебряного века, нашедшей выражение в их стихах (РМ 10.1.8).

 Тематики 
  1. Сознание   (57)
  2. Богословие   (98)
  3. Православие   (769)