В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Вопросы и комментарии

  << Пред   След >>

Следует ли наказывать преступника, или прощать его по Христу?

Пожалуйста ответьте на вопрос. В отечественном фильме "Ворошиловский стрелок" главная идея, как мне кажется, в том, что зло (хотя бы иногда) нужно наказывать, а не прощать. Если другие методы безрезультатны. Не случайно пострадавшая девушка в конце фильма снова поет, если бы дед не наказал бы стервецов, она вряд ли скоро оправилась бы от травмы.

У Вл. Соловьева есть статья про шекспировского "Гамлета", где он рассуждает, что герой ведет себя не как христианин, который не стал бы мстить за отца. А как же должен был бы вести себя христианин в такой ситуации?

Христос призывал прощать и любить врагов своих.

Так вот, мне неясно, что же делать с людьми творящими зло. Как прощать торжествующее зло? Как можно прощать зло, которое не тебе причинили? Если я согласен с поступком ворошиловского стрелка, то я против Христа?



Ответ

Этот вопрос освещался многократно. Вершителей злых дел следует не "наказывать", в смысле возмездия, заставляющего преступника страдать, а изолировать (с применением силы, если нужно), после чего предпринимать все меры для исправления преступника. Здесь имеется в виду реакция общества, а не индивидуальные действия, поскольку отдельный конкретный человек осуществлять подобное зачастую не в состоянии.

Силы следует прилагать к продвижению в направлении такого состояния общества, которое для высшей реальности – самая обычная норма вещей. Именно в этом смысле преступника следует прощать по Христу – не мстить ему. Иное понимание приводит к абсурду. В переводе В.Н. Кузнецовой известное место "не противься злому" (Мф 5.39) звучит так: "А Я говорю вам: не мсти тому, кто причинил тебе зло" (вопрос о том, оправдан ли такой перевод текстологически, с учётом контекста о подставлении второй щеки и оборотов арамейского языка в речи Иисуса, здесь не затрагиваем; во всяком случае такое понимание возможно).

Но меры по предовращению новых актов зла со стороны преступников предпринимать надо. Вся концепция Д.Андреева подразумевает противодействие злу, а не пассивность. Вот только в этой борьбе всегда надо следить, чтобы не допустить зло в собственную душу. Об этом и говорил Иисус, поскольку Ветхий Завет, пронизанный идеей возмездия, сам оказывался колоссальным тормозом на восходящем пути даже глубоко верующих людей. Слова Христа о непротивлении звучат "чрезмерно-преувеличенно" именно потому, что Его глубоко возмущала неправда Ветхого Завета и Он искал наиболее сильные противодействующие средства.

Если общество не реагирует на преступника (милиция коррумпирована, невозможно ничего доказать, или ещё что-то), то самосудом, проистекающим из жажды отмстительной "справедливости", заниматься всё же не следует. Исключением может быть лишь случай, когда вероятны новые злодеяния со стороны преступника, и других средств предотвратить их нет. Но и в этом случае не следует стремится причинить преступнику какие-то "равноценные" страдания, потому что этим загрязняется душа того, кто идёт на ответное насилие. Действия должны мотивироваться только соображениями защиты, в них не должно быть элемента мести, чтобы собственную душу не омрачить.

См. также по теме:
http://rodon.org/qout-071116173557
http://rodon.org/qout-071119141119
http://rodon.org/qout-071123161621

 Тематики 
  1. Этика   (141)