Вопрос об зависимости живых существ от внешних эманаций чувств. Например, Данил Андреев пишет, что демоны вынуждены востанавливать естественную убыль сил. Хотелось бы понять, что есть энергия для духовных существ?
Ответ
Не только богоотступнические, но и все монады (или их души, если они ещё не достигли ступени соединения со своими духовными монадами) восстанавливают убыль жизненных сил через внешнее восприятие – при условии, что расходуют эти силы в больших количествах.
"Если бы демон стал восполнять убыль своих сил за счёт вливания других психических излучений – радости, любви, самоотвержения, религиозного благоговения, восторга, счастия, – это переродило бы его естество, он перестал бы быть демоном." (РМ 2.3.31)
Расход психических сил в условиях напряжённой деятельности сознания, активности воли, чувств, разума – это объективная реальность, знакомая нам из опыта. Эти силы не бесконечны, а наше психическое состояние не связано однозначно с физическим. Аналогичные представления относятся не только к человеческому, но и ко всякому сознанию, определяясь, по-видимому, фундаментальной природой сознания. Сознание может действовать с различными степенями внутреннего напряжения – это факт. И не странно ли было бы, если бы сознание было способно на
любые внутренние напряжения, и сколь угодно длительное время?
Без восприятия эманаций извне, с монадами, конечно, ничего фатального не произойти не может, но и вести активную деятельность, требующую
расхода психических сил, они долгое время не смогут. Силы можно восстанавливать и естественным образом, из себя, но гораздо медленнее. Демоническим монадам жизненные силы нужны постоянно и в больших количествах, хотя бы потому, что если они достигли какой-то власти, то должны опасаться за её сохранность.
Человек тоже черпает жизненные силы из определённых источников во внешнем мире, хотя мало кто отдаёт себе отчёт в этом. Из общения с другими людьми, из чтения книг, гуляя на природе, слушая музыку и из многих других источников. Причём, очень важный для понимания момент заключается в том, что из одной и той же музыки бесконечно черпать силы нельзя, ибо она "надоедает" и не оказывает прежнего действия. Впечатления от перечитывания той же книги будут более тусклыми. Даже от общения с "новыми" людьми впечатления всегда более яркие, хотя в отличие от музыки и книг, здесь не возникает ситуации полного исперпания, потому что человек – не статичен, и может порождать новое, нетрививальное и представляющее интерес для других.
Большинство людей нуждаются в общении с другими людьми и не способны даже переносить одиночество, не впадая в депрессию (упадок жизненных сил) – это говорит о том, что способность к внутренней "психической регенерации" бывает разная и в этой способности можно совершенствоваться.
Демоническое впивание страданий других существ тоже, к сожалению, имеет параллель в человечестве: существование разного рода садистов, людей, которым доставляет удовольствие причинять боль и страдания другим – доказывает это. Таким образом, Д.Андреев говорит не о чём-то надуманном, но о вещах вполне наблюдаемых из человеческого опыта.
Надо ещё отметить, что параллелей с физической энергией (которая измеряется количественно одним числом) восприятие внешних психических состояний (для точного описания которых, пришлось бы вводить огромное количество "параметров") практически не имеет и потому слово энергия, которое большинство людей понимают в примитивном "количественном" смысле, а не в философском значении слова, тут использовать нежелательно.