|
Вопрос о контрацепции
Контрацепция с точки зрения РМ – зло или благо. Христианство одназначно считает это грехом. Но плодиться бездумно как животным, разве не облекать детей на необразованность, нищету физическую и на интеллектуальную. Даже физически родители не в состоянии всех обласкать и уделить детям достаточное внимание в воспитании и образовании, а в материальном дать высшее образование. А либидо существует помимо воли человека. Воздержание не лучше действует на физическое и психологическое состояние человека. Только монашество, изолированность от противоположного пола. Но как тогда продолжение жизни?
Ответ
Вот чем хороши тексты Д.Андреева, так это тем, что он не опускается до подобной тематики. Такие вопросы должны решаться в "прикладном" порядке, в зависимости от обстоятельств, а не догматически универсально. Никакого однозначного "зла" или "блага" здесь нет и быть не может.
Да и отношение в христианских конфессиях, кстати, не является "однозначным". Только католическое отношение близко к однозначно отрицательному, но в православии и, тем более, у протестантов, это уже не так. В социальной концепции РПЦ сказано следующее:
"Религиозно-нравственной оценки требует также проблема контрацепции. Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза. Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом."
С высказанными в тексте вопроса соображениями можно, допустим, согласиться, но существуют также и обратные соображения – общественного порядка, связанные с демографией. Например, для нынешнего Китая увеличение рождаемости нежелательно, потому что и без того проблемы с перенаселением, а вот для России – желательно, при условии, что возможна для неё перспектива сойти с нынешнего пути духовного вырождения. И Русское православие, приветствуя чадородие, по существу проявляет заботу о выживании народа.
По поводу монашества. Если брать в пример Иисуса, то окажется, что предпочтительнее аскетический идеал и воздержание, хотя и без изоляции от противоположного пола, от общества и т.д. Получается не совсем то же, что монашество в известных нам формах. Нечто подобное можно наблюдать на примере жизни философа Вл.С.Соловьёва. Впрочем, как и монашество, такой путь – не для многих. Вопросы типа – а как же "продолжение жизни" на самом деле лишены смысла, поскольку сам тот факт, что люди рождаются в нашем мире коррелирует с их (большинства из них) органической неготовностью к подобному пути. И вообще, этот путь не является необходимым для духовного восхождения.
|