В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Вопросы и комментарии

  << Пред   След >>
Может ли ещё статься так, что Русская Православная Церковь станет зародышем Розы Мира, как говорил Андреев в связи с Вл.Соловьёвым (если бы он не умер)? Не прямо сейчас, конечно, но в обозримом будущем? Да, тот же Андреев указывал, что к 17-18 вв. Церковь утратила свой такого рода потенциал (хотя сам противоречил себе говоря, что в результате деятельности Соловьёва именно Церковь возглавит движение к Розе Мира), а в советский период вообще исчерпала духовные силы. Однако, нынешнее положение Церкви значительно (и в лучшую сторону) оличается и от царских времён, и, тем более, от советских.


Ответ

Даниил Андреев себе всё же не противоречил. Общий смысл изложения им данного вопроса в том, что в 18-19 веке стало очевидно "оскудение духовных рек православия" (РМ 10.1.2) в России, и задача вестничества была возложена на творцов культуры (русская классическая литература, русская классическая музыка, опера и др.).

"Очевидно, демиургической мудрости уже в XVII столетии стало ясно то, что религиозной мудрости человеческой стало уясняться значительно позднее: то, что православная русская церковь, столько веков водительствовавшая обществом в духовном отношении, к пониманию её конечной цели неспособна, трансфизический смысл её существования – в ином и что на пути к этой цели пора выдвинуть новую силу." (РМ 10.2.2)

"Перечисления [...] объектов демиургической инвольтации достаточно, чтобы уяснилась окончательная неприспособленность для этой цели православной русской церкви." (РМ 10.2.13)

Именно к разряду вестников культуры относился и философ-мистик-поэт Вл.Соловьёв, человек посторонний традиционному духу православия (что отмечалось и отмечается всеми). Таким образом, возможность для русского православия сыграть, всё-таки важную роль здесь обусловлена внешним по отношению к ней фактором, а не проистекает из той сути исторического православия, которая обусловила неспособность родить новый духовный импульс изнутри. Кроме того, имея в виду возможность с Вл.Соловьёвым, Д.Андреев говорит не о "возглавлении движения к Розе Мира", а о зарождении её зерна внутри православия:

"Тогда Роза Мира, вернее, её зерно, могло бы возникнуть ещё внутри православия, его изменяя и сближая со всеми духовными течениями правой руки. Это могло бы произойти в России даже в условиях конституционной монархии." (РМ 10.4.37)


Утверждение о том, что нынешнее состояние православия отличается в лучшую сторону – представляется как минимум спорным. Нетерпимости к другим верам и религиям в современном православии стало точно на порядок больше, чем в советское время (когда было активное участие в христианской экуменической деятельности, уже после Сталина с репрессиями и постадавшими в них новомучениками), или чем было в царские времена. Практическая невосприимчивость современного православия к "чуждым влияниям", огромный запас уверенности в обладании Истиной в завершенном виде – всё это легко увидеть на форумах, таких как kuraev.ru (но не cirota.ru который в ненешнем состоянии не показателен, а является собранием всевозможных "оригиналов").

Достижением можно считать только меньшую степень зависимости церкви от государства, и то на уровне настроений мирян, а не правящих иерархов. На самом-то деле блокирует любые качественные перемены даже сама иллюзия, что в церковь сейчас на духовном подъёме, потому что строятся храмы и т.д. Правда, сейчас, в отличие от 1990-х, так думают уже далеко не все воцерковлённые.

С другой стороны, нынешняя духовная ситуация в обществе несравненно хуже. Чем была уникальна ситуация с Соловьёвым? Дело даже не в меньшей сопротивляемости церкви той поры всему постороннему, а в том, что вестничество в русской культуре принесло свои плоды, и авторитет в обществе люди, подобные Соловьёву, имели немалый. Сейчас ничего и близко подобного нет. Соответственно, общая атмосфера нашей эпохи никак не подталкивает церковь к принятию в качестве авторитета вестника и носителя нового духа (даже если бы такой человек был).

Положительное значение современного православия искать следует, по-видимому, в более "консервативных" сферах: 1) сохранение традиций народа, 2) противостояние "либерализму"-глобализму, нарастанию безнравственности и духовному вырождению общества по западному образцу.

 Тематики 
  1. Православие   (769)