|
Допустимо ли зарабатывать деньги посредством творчества
Хотелось бы узнать, есть ли, с позиции родонизма, нравственная проблема в зарабатывании денег при помощи творчества? Прав ли был Пушкин, утверждая, что "не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать"? Ведь желание заработать деньги ведёт к понижению общей творческой ценности произведения. Художника очень легко обвинить в меркантильности с этой позиции. Продаётся ли красота?
Ответ
Вообще-то в процитированной строке из Пушкина не сам он делает такое утверждение. Это слова Книгопродавца из "Разговора Книгопродавца с Поэтом". Между прочим, в этом стихотворении есть место, где поэт говорит о своём светлом даймоне:
Какой-то демон обладал
Моими играми, досугом;
За мной повсюду он летал,
Мне звуки дивные шептал,
И тяжким, пламенным недугом
Была полна моя глава;
В ней грезы чудные рождались;
В размеры стройные стекались
Мои послушные слова
И звонкой рифмой замыкались.
Сам же вопрос поставлен так, что в высшей степени запутывает, и никакой однозначный ответ на него невозможен. Что же тут сказать?
1) Меркантильность, если она есть – это плохое качество души, и оно действительно сказывается на творчестве отрицательно.
2) Людям надо на что-то жить в условиях "века сего". Непонятно, какая альтернатива может рассматриваться, и не будет ли она ещё хуже (например, другой вид зарабатывания денег может быть гораздо худшим вариантом, если занимает много времени, и сам оказывает негативное влияние).
3) Вовсе не исключена возможность, когда талантливое произведение творится без меркантильных соображений, и без подстраивания под низменные запросы публики, но затем оно, тем не менее, оплачивается. Считать ли это "зарабатыванием денег при помощи творчества" и "продажей красоты", или же нет – вопрос терминологический и ответ на него не имеет никакого принципиального значения. По существу такого художника упрекнуть не в чем. Правда, для оценки такой ситуации надо знать о внутренних мотивах души творца, а не довольствоваться внешними фактами.
|