В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Вопросы и комментарии

  << Пред   След >>

Два смысла слова "вечность" по Д.Андрееву. Метафизика времени

Здравствуйте. Д. Андреев говорит, что понятие "вечность" имеет два значения – бесконечно длящееся время и отсутствие всяких времён. Что может означать отсутствие времени и может ли время быть бесконечным не только в направлении будущего но и прошлого?


Ответ

При этом не следует забывать, что "отсутствие всяких времён" – отнюдь не случай "Бога вне времени", как могло бы показаться тем, кто привык к ортодоксальной догматике, а нечто прямо противоположное, онтологически вторичное (в отличие от случая бесконечно длящегося Времени):

"...мне было почти невозможно понять странную и скорбную весть о том, что в макробрамфатурах нашей Галактики существует материальный слой, где есть пространство, но нет времён, – нечто вроде дыры во Времени, притом внутри себя обладающей, однако, движением. Это – страдалище великих демонов, царство тёмной вечности, но не в смысле бесконечно длящегося Времени, а в смысле отсутствия всяких времён*. Такая вечность не абсолютна, ибо Время может возникнуть и там, и именно в этом – одна из задач огромных циклов космического становления." (РМ 2.3.11)

Попытка ответить на вопрос "что такое отсутствие всяких времён" делается в "Динамической метафизике бытия". К сожалению, этот вопрос невозможно толком разъяснить вне общей концепции, описывающей субстанцию и её свойства. Да ещё надо для понимания о теории относительности представление иметь, хотя бы на уровне научно-популярных фактов, навроде "парадокса близнецов" и замедления времени в сильных гравитационных полях; без этого любые размышления о времени вообще ничего не стоят, потому что наши привычные, "здравые" представления сильно отличаются от того, что есть на самом деле. Именно по этой причине полностью "провальными" являются все спекуляции древних религий и философий на тему вечности и т.д.

Но всё же, если кратко, то отсутствие времён, о котором говорит Д.Андреев, относится к материальному слою, к его организации. Соответственно, присутствие времён подразумевает материальные слои, где могут быть несколько параллельных потоков времени разных темпов (в нашем физическом мире только один поток). Но ещё есть более глубокое понятие саморазворачивания субстанции (объясняется в "Динамической метафизике"), которое составляет суть всякого изменения и лежит в основе временных потоков в слоях. Такое саморазворачивание субстанции продолжается в том или ином вырожденном виде и в материальном слое без времён. Именно в этом смысле и можно интерпретировать утверждение Д.Андреева о наличии "движения" внутри слоя, где нет времён. А вот координат времени такого рода, как переменная t в формулах наших физических законов, там нет.

О бесконечно длящемся времени в прошлом. Любые временные координаты как характеристики материальных слоёв возникают, очевидно, при создании этих слоёв. Собственное время каждой духовной монады начинает отсчёт от момента сотворения этой монады Богом. Идём далее: могло ли Божество, обладающее сознанием и творческим устремлением, существовать бесконечно долго до того, как стало творить монады вовне себя? Это во-первых, парадоксально (чем может сознание заниматься бесконечное время и к чему может прийти?). Во-вторых, если субстанция Бога актуально конечна (что вытекает из утверждения Д.Андреева о соизмеримости Бога и материального мироздания; РМ 1.3.6), то эта субстанция не могла бы в течение этого бесконечного времени постоянно возрастать в масштабе, а процесс смены её состояний должен был бы замыкаться в некие повторяющиеся циклы, т.к. число различающихся состояний было бы конечно. Эти циклы не могли бы никогда прерваться, если считать бытие самодостаточным и детерминированным собой. Тогда и все мы, и сознание Бога находились бы в таком цикле, все события периодически повторялись бы в точности. Картина получается мрачная и бесперспективная. Хотя и близкая к индуистским представлениям о космосе.

Из ловушки мировых циклов ум выводится идеей о потенциально бесконечном саморазворачивании субстанции, минуя при этом тупики и парадоксы актуальной бесконечности.

Таким образом внутреннее время Бога также не получается мыслить бесконечно длительным в прошлое. Остаётся, впрочем, формальная возможность мыслить бесконечно длительное существование некоей добожественной основы (бессознательной), откуда отделилась бы в полностью отдельное бытие первосущность Бога, начинающего с творения себя, и переходящего затем к творению вовне себя. Такая добожественная основа могла бы даже быть замкнута в циклы (сама по себе)... Но это уже область чистых спекуляций. Никто не пытается сказать, что такая основа была и что непременно надо заниматься "герметическим" псевдотолкованием Библии, и видеть эту основу в той "бездне", о которой говорится в Ветхом Завете. Проблема первоначала может объясняться совершенно иначе, с привлечением понятий, о которых мы сейчас и помыслить не можем. Главное – не забывать, что время – не само по себе существует, а является свойством субстанции, причём, свойством локальным, а не глобальным; для поддержания приблизительного единства хода времени в больших объектах или группах объектов нужны специальные усилия.

 Тематики 
  1. Метафизика   (91)