В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Вопросы и комментарии

  << Пред   След >>

Принцип любви в разложении на три сферы сознания

Здравствуйте! Как выражается любовь в каждой из ипостасей? Наибольшую проблему, как мне кажется, имеет выражение любви в сфере разума, и соответственно, в Логосе, Боге-Cыне.


Ответ

Об ипостасях Бога очень немного можно сказать, и всякое слово здесь будет лишь очень приблизительной, неверной тенью того, что есть в действительности.

В сфере воли к любви относятся не обусловленные ничем первичные этические принципы, определяющие отношение к другим существам как "по умолчанию", так и в разных ситуациях. Такие принципы не должны быть зависимы даже от божественной воли. Если "Бог" (или, некто выдающий себя за Бога) требует творить злое, предположим, совершенно незнакомым людям, к которым нет никаких особенных чувств, то воля, в которой живёт принцип любви к ближнему, т.е. стремление делать добро и помогать другим существам в том, что нужно им, и не вредит другим, такого "Бога" отвергнет. Для самого Бога подобная ситуация, естественно, невозможна, но важно понять, что указанный принцип автономии этики от любых персоналий исходит от благого Бога. Т.е. мысль о том, что добро по определению равно воле Бога, благим Богом отвергается как ошибочная, потому что определение у добра совершенно иное, самостоятельное, а всецелая благость Бога – это отдельный факт бытия. Причём факт далеко не тривиальный, противоречащий большинству священных писаний, в тех пунктах, где они приписывают Богу злые, этически "невозможные" действия.

В сфере чувств любовь проявляется как множество разных типов чувств, которые мы без различения объединяем словом любовь. У Бога, конечно, могут быть только чувства самые возвышенные, чистые, ничем незамутнённые. Для нас они практически непредставимы сами по себе, и только намекать на них могут самые лучшие человеческие чувства аналогичного рода, встречающиеся, как правило, у женщин. Сострадание – жалость женственной ипостаси Божества, Приснодевы-Матери, к той части мироздания, где власть имеют демонические силы – часть таких чувств. Ко всем обращены какие-то аналоги материнской нежности, ласки. Духовные силы этой ипостаси передают заряд подобных внутренних состояний всем живым существам, готовым к подобному воспринятию.

В сфере разума нет тех порождающих принцип любви первичных элементов, которые можно увидеть в первых двух сферах сознания. Сферы воли и чувств в некотором роде фундаментальнее разума, как самостоятельной сферы сознания, что выражается и в идее о порождении Логоса Вселенной из внутренней любви Отца и Приснодевы-Матери. Разумом оформляются стремления воли, черпающие силу в энергии чувств. Однако поскольку каждая из ипостасей Бога вовсе не представляет "свою" сферу сознания в "отдельном виде", а выражает всё сознание, но с преобладанием одной из сфер, то и Логосу присуща любовь как таковая, на уровне воли и чувств, и при этом чётко выражающаяся в продуманных действиях по помощи всем живым существам, и ведении вселенной к высшему благу, единству в совершенных формах всеобщей любви. Земная жизнь Иисуса Христа, в котором выражается для нас испостась Логоса, представляет пример такого служения.

 Тематики 
  1. Сознание   (57)