Прочитал сегодня в ленте "Общество" положительную статью про очередной архитектурный шедевр Нормана Фостера – проект расширения пространства вокруг и под музеем им.Пушкина. Но судя по небоскребам, которыми Фостер и его последователи изуродовали многие города, этот отец-основатель архитектурного стиля "хай-тек" явно мз шрастров. Повезло ли музею?
Ответ
Да, основания для вопросов и беспокойства есть. Правда, сперва стоило бы, конечно, понять, что именно там собираются строить, а из статьи это неясно. В энциклопедии "Кругосвет" о Фостере пишут:
"Известнейшей его работой стала завершенная в 1999 реконструкция здания берлинского рейхстага, призванного вновь стать местопребыванием парламента объединенной Германии; бережно сохранив исторический облик здания, вплоть до части надписей, оставленных советскими солдатами, он увенчал его новым стеклянным куполом – с подводящей к нему широкой спиралевидной зеркальной полосой ..."
http://www.krugosvet.ru/articles/92/1009240/1009240a1.htm
Это тоже стоило бы посмотреть и оценить, чтобы понять, действительно ли там имеет место "бережное сохранение" и не противоречат ли новые элементы историческому облику.
Некоторый оптимизм можно извлечь из слов самого архитектора из интервью:
"Многим в Москве очень не нравится, как выглядят новые творения московских архитекторов, особенно высотки. Мало того, известно, что некоторые московские застройщики не прибегают к помощи архитекторов на уровне замысла, сами придумывают, как должен выглядеть дом, а архитекторы уже выполняют техническую работу. Я считаю, что каждый город уникален. Уникальны и отношения, связывающие новый высотный дом с окружающей его историей. Города, в которых появляются шаблонные небоскребы, испытывают эти проблемы всегда – они не нравятся жителям, общественность протестует и т. д. Мне кажется, что, когда речь идет о таком городе, как Москва, в котором живы исторические кварталы, надо стараться не допускать высотные здания туда, где они не будут органичны. Должно быть своего рода равновесие между наследием и коммерцией. Это урбанистический баланс, при нарушении которого город начинает серьезно болеть. Вообще-то я буду говорить об этом подробно на своей первой публичной лекции, которую мне предложили прочитать в Москве. "
http://www.archi.ru/foreign/extra/news_present.html?nid=1814&fl=3&sl=2
С другой стороны, есть и крайне неприятная информация:
"Первые высотки были построены в 1940-е годы в Москве по приказу Сталина. Но сегодняшний бум небоскребов грозит захватить всю Россию. Их уже собираются возводить в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ханты-Мансийске и Кемерове.
Планируемая высота башни "Россия" – 612 м, этими пределами ограничил фантазию лорда Фостера мэр Лужков: первоначальный проект предполагал, что она вырастет на километр. Но башня и так станет самой высокой в Европе. Она будет состоять из трех конусообразных башен, соединенных в одну.
Лорд Норман Фостер знаменит своими европейскими проектами: он проектировал стеклянный купол на Рейхстаге и Филологическую библиотеку в Свободном университете в Берлине, здания факультета права в Кембридже, Коммерцбанка во Франкфурте, небоскреб "Мэри-Экс" в Лондоне, а также множество других сооружений по всему миру.
После Москвы на очереди у компании Fosters & Partners Хан-ты-Мансийск: там будет построен небоскреб "Кристалл" в 56 этажей. Затем дело дойдет и до Санкт-Петербурга: по проекту Фостера предполагается реконструировать остров Новая Голландия, где будут построены концертная площадка, музей острова и художественная галерея.
Европейцы нередко опасаются, что строительство небоскребов разрушит исторический облик того или иного города. Так, лондонцы отказали Норману Фостеру в реализации проекта Millennium Tower, а жители Санкт-Петербурга активно протестуют против строительства высотки <Газпрома> в пределах исторического центра.
А вот для нового лица Москвы, альтернативного сталинским высоткам, проекты Фостера оказались подходящими: в них привлекают авангардный внешний вид, новые технологии безопасности, а также всемирная известность архитектора."
http://expert.ru/printissues/russian_reporter/2007/17/news_bashenniy_bum/
В целом, глядя на то, в каком направлении "преобразилась" Москва за последние десятилетия, испытывать чувство оптимизма в отношении архитектуры невозможно. Хорошо если эта реконструкция ничего не ухудшит сильно, а надеяться на какой-то позитив, наверное, и вовсе не приходится в современной "духовной атмосфере".