К вопросу о характере творческого воздействия Бога. [...] Как охарактеризовать, наше воздействие на реальность? И мы вполне вмешиваемся в дела друг друга. Почему Бог не действует аналогично, скажем для предотвращения явного зла? Почему, нам допустимо вмешиваться в дела, друг друга – и это нормально. А для Бога получается что нет.
Ответ
Дела других людей, и вообще все дела нашего материального слоя – это в пределах нашего уровня. Другой уровень – это, как правило, другой слой, с качественно более высоким духовным и творческим уровнем сообщества живых существ. Возникает вопрос этического порядка: могут ли "высшие силы" влиять на судьбы "нижестоящего" мира, не считаясь с мнением его обитателей? Ответ: только в том случае, если нижестоящие силы пока не поднялись до понимания смысла этих воздействий (если, скажем, брать отношение люди-животные), или когда существуют объективные причины из-за которых передать такое понимание им невозможно (например, из-за искажения природы человека в ситуации борьбы с демоническими силами). Но этот принцип, как и все принципы, не является изолированным: если, например, свершается какое-то зло, то вмешательство вопреки воле носителей зла необходимо и вполне оправдано. Возможно, приведённые выше формулировки не вполне точны, но направление должно быть понятно.
Бог не вмешивается потому, что такими возможностями по управлению материей не обладает. Разве это уже не было сказано? Организована материальность так, что никто единолично ей не может управлять в масштабе вселенной: ни Бог, ни кто-либо иной. Не существует приводных механизмов такого рода, они глубоко противоречат существующей онтологии. Мироздание – распределённая реальность, а не система, изначально построенная под принцип "божественного тоталитаризма". Тоталитарный контроль этически неприемлем ни для Бога, ни для монад, творящих материальность (в которой, кстати, на микроуровне тоже есть свобода, в смысле самоопределения элементарных частиц из себя, а материальные законы макро-уровня имеют "статистический" характер, как это показывает квантовая теория; примерная аналогия – законы общества, состоящего из людей с их свободой воли).
Чтобы серьёзно воздействовать на материальность, особенно плотных слоёв, духовная монада должна создать индивидуальную материальную форму воплощения. Но глобально-вселенских возможностей в этом случае не появится, потому что вездеприсутствием такая форма обладать не будет: "Высоко поднявшаяся монада может быть там, здесь, во многих точках мироздания одновременно, но она не вездесуща" (
РМ 2.3.13). Вселенские масштабы действие приобретает, только если осуществляется согласовано огромным множеством духовных монад (и их душ). Поэтому самое лучшее участие Бога в борьбе со злом – посылать волны благодати и Промысла, которые будут вдохновлять светлые монады мира, и, в конечном итоге, выражаться в их творчестве и борьбе против зла.