Можно ли осмыслить вторую ипостась Троицы, в понимании Д. Андреева, Приснодеву-Матерь – как "соборная душа Мiра"? То проявление Божества вовне, которое поднимает все души к высшему единству?
Ответ
По-видимому, нельзя. Во-первых, ипостась не может рассматриваться отдельно от всей монады (в данном случае – Бога). Во-вторых, нет того смысла соборности, который есть в случае соборных душ сверхнародов:
"Соборность же её заключается в том, что нечто от каждой русской души поднимается к Навне, входит в неё, оберегается в ней и сливается с её собственным Я." (
РМ 4.3.36)
Понятно, что никакие эманации, исходящие от душ людей, как они есть сейчас, ничто не сливается с Божеством. Соединяются с Богом только монады, прошедшие вселенский путь духовно-творческого становления, и достигшие непредставимых нам высот. Если и есть соборность, то лишь в пределах Божественной Плеромы.
При этом Приснодева-Матерь действительно участвует в движении миров к высшему единству (но Д.Андреев также пишет "Вселенский план Провидения ведёт множество монад к высшему единству" – а этот план творится другой ипостасью – Логосом), и низлияния духовных сил Приснодевы-Матери имеют большое значение. В частности, такое низлияние предваряло воплощение Иисуса Христа в Палестине:
"Второе низлияние сил Мировой Женственности в Шаданакар вызвало, как эхо, в Энрофе как бы смягчение душевной каменности в существе многих людей: без этого образование Церкви на земле Иисусом Христом было бы вообще невозможно." (
РМ 6.2.20)
И ещё о Деве Марии: "...Мировая Женственность просветлила всё Её существо, и это предопределило то, что Она впоследствии стала Богоматерью" (
РМ 6.2.19)