|
Формула "Бог есть любовь"
Почему фразу "Бог есть любовь" считают "формулой"? Формулы в математике. Да и вообще эта "формула" выдернута из послания Иоанна и цитируется без контекста: "Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь" (Послание Иоанна 4:7-8). Очевидно Иоанн хотел только призвать людей любить друг друга, а не высказывал богословские "формулы".
Ответ
В споре о словах нет смысла. В данном случае слово "формула" можно было бы заменить на "утверждение", "фраза" и т.д. – но они менее удачны, поскольку не подчёркивают выделенность и важность этих слов.
Если бы кто-то всерьёз считал утверждение "Бог есть любовь" формулой в математическом смысле, то это конечно было бы проблемой. Но дело в том, что так никто и не считает. Речь идёт о богословской формуле. При помощи поисковика по сети можно без труда убедиться, что именно "формулой" называют именно эту фразу (и ряд иных) и православные священнослужители, и протестанты и много кто ещё.
Контекст 1-го Послания Иоанна ничуть не мешает извлечь из него утверждение "Бог есть любовь" в качестве отдельного свойства Бога. Да, Иоанн призывал людей любить друг друга, но прежде него такую аргументацию "от свойств Бога" никто не использовал. Она приобретает смысл в контексте призыва Иисуса "будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф 5.48; в Лк 6.36 – "будьте милосердны"). Правда, в Ветхом Завете есть фраза "будьте святы, потому что Я свят", но там "святость" – не высшая степень нравственности и духовности, а отделённость от формально "нечистого" по Левиту.
Вот ещё одна подобная богословская формула, с прямой ссылкой на Иисуса Христа, которая противоречит духу и букве (Ис 45:7) ветхозаветных представлений:
1 Ин 1:5 И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы.
Таким образом, Иоанн Богослов и любить друг друга призывал и формулы богословские высказывал (он вообще является создателем своей очень нетривиальной мистико-богословской системы, которой нет аналога в текстах синоптических Евангелиях). Одно другому не противоречит.
|