В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Вопросы и комментарии

  << Пред   След >>

Телеологический детерминизм

В тексте "Динамической метафизики" и в др. местах подчёркивается, что существование детерминировано, то есть подчиняется причинно-следственной связи . И только воля монад может его "отклонять". И это довольно важный вопрос, понимать детерминированность можно по-разному.

[...дальше предлагается проводить разницу между "обычным" детерминизмом и детерминизмом в физических процессах со стохастизацией...]



Ответ

Из дальнейших суждений (которые сокращены) видно, что смысл написанного в "Динамической метафизике" и в др. местах не был понят (если вообще соответствующие части текста были прочитаны). Впрочем, тема действительно непростая, и требующая отхода от стереотипов.

Воля монад никоим образом не "противостоит" причинно-следственной связи и при их действии вовне себя, принцип причинности никак не "отклоняет", поскольку сознание любой монады и Бога, динамика формирования установок воли – тоже причинно-следственный процесс.

Будущее действительно детерминировано. Чистых случайностей, возникающих "из ничего", не бывает (современная квантовая физика – далеко не фундаментальная теория), и очень хорошо что не бывает, поскольку ничего, кроме помех для замыслов высших сил они не вносили бы. Вся суть вопроса о детерминизме в том, чем или кем детерминировано будущее (Бога и монад, например): некими безличными мировыми законами, которые не изменяются во времени, или же процессами личностно-сознающими, которые своей волей способны динамически изменять любые правила, формальным действием которых создаётся следующее состояние из предшествующего. В этом и состоит отличие телеологического детерминизма от "бессознательного".

Что касается тех детерминированных процессов в физике, где невозможно практическое предсказание из-за стохастизации (что на самом деле обусловлено отсутствием у нас абсолютного знания о состоянии системы – в силу принципиальной "недостаточности" современной физики и её методов наблюдения, плюс разрастанием малейшей начальной неопределённости со временем), то там имеет место тот же самый "бессознательный" детерминизм. Ни о чём подобном речи не идёт. Любое "развитие", которое возможно в таких процессах весьма ограничено, и, по сути, рамки определяются неизменными физическими законами, управляющими процессом.

Телеологический детерминизм не знает непреложных законов, а подразумевает сложнейшим образом устроенный самосознающий процесс, свойством которого является способность внутри себя модифицировать и совершенствовать сами законы, или, точнее – правила порождения следующих состояний из предшествующих.

Будущее, разумеется, "содержится" в прошлом, как потенциальность, но, например, предсказать целиком будущее всего бытия невозможно; это можно сделать только для части бытия. У Бога, как у Субъекта соизмеримого по масштабу со всем остальным мирозданием, есть условное предведение, ограниченного некоторыми чисто логически необходимыми условиями, в отношении мироздания, но нет предведения в отношении себя. Подробнее об этом и о том, почему нет ни "божественного предопределения", ни фатализма – в той же "Динамической метафизике бытия".

 Тематики 
  1. Метафизика   (91)