Если я верно понял, концепция творения в "Розе Мира" такова: Бог творит монады, монады творят материальность и миры из неё. Вопрос: из чего монады творят материальность? Из себя? Из ничего? Из уже имеющейся в наличии (откуда?) субстанции?
Ответ
Да, это верное понимание. Монады, как минимум,
способны творить из себя, как и Бог. Это логично, поскольку они наследуют (потенциально) все возможности Бога:
"Но Господь творит из Себя. Всем истекающим из Его глубины монадам неотъемлемо присущи свойства этой глубины" (
РМ 2.3.55)
В случае богоотступнических монад имеет место творение ими собственной материальности, и подразумевается сохранение этой способности в случае, если бы им удалось осуществить свой план по созданию отдельной устойчивой вселенной. Этот момент в принципе доказывает, что монады могут творить материальности самостоятельно, т.е. не используя какую-то первооснову, которую создавал бы Бог.
Но не исключено, что у процесса творения материи есть несколько стадий, и совсем необязательно всё устроено так, что частицы материальности уже в "готовом виде" эманируют из монад.
Творение "из ничего" – это довольно бессмысленное выражение; как заметил Вл.Соловьёв в статье "Причина" для энциклопедии Брокгауза и Ефрона, "положение о сотворении мира из ничего [...] не есть какое-нибудь объяснение, а только требование отказаться от всяких объяснений".
С другой стороны, творение "из себя" – это совсем не такая очевидная вещь, как может показаться. В частности, когда Бог творит "из себя" монады, это не означает, что Бог "расходует" какие-то части себя. Дело в том, что и Бог, и любая монада постоянно воспроизводят "себя из себя" с изменениями; происходит прирастание первичной бытийной субстанции, которое и является сущностью
хода локального времени. Все правила этого воспроизведения заложены в предшествующем состоянии, поэтому и говорится "из себя" – в том смысле, что предшествующее состояние определяет, детерминирует следующее. Эта тема подробно освещается в
"Динамической метафизике бытия".