|
Почему уклонение Иисуса Христа от казни было бы "отступлением"
Почему уход Иисуса Христа с учениками с целью избежания казни был бы отступлением, как об этом пишет Даниил Андреев?
Ответ
Иисус Христос мог действовать только в пределах иудейской культуры и общества, только там могло бы реально начаться Его дело. Только там был выработан взгляд на вещи, позволявший воспринимать Его как посланника Единого Бога, призванного осуществить на земле Царство Небес (=Царство Бога), создать совершенную всечеловеческую Церковь-братство, а затем преобразить саму природу человечества. Невозможно было повести за собой общество, не одержав победу над теми общественными авторитетами, которые не желали принимать Иисуса как Мессию.
В тот момент, когда Иисус был предан Иудой и схвачен, происходила как раз такая борьба. Если бы Он и Его ученики покинули город, то это было бы воспринято как моральное поражение, и позиция тех, кто отвергал Его как Мессию, укрепилась бы и возобладала бы в умах народа. Не стоит забывать, что, например, возможность совершать чудеса зависела от настроя окружающих людей:
Мк 6:5 И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил {их}.
Мк 6:6 И дивился неверию их; потом ходил по окрестным селениям и учил.
В любом случае, решительного противостояния избежать было нельзя, ибо возможность потребовать казни всегда была бы у саддукеев и фарисеев. Победить можно было только в идейном противостоянии, опираясь на поддержку народа, народа видевшего и знавшего о чудесах Иисуса и о том, что Он проповедовал доброе. Если бы народ массово выступил в Его поддержку, то, вероятно, удалось бы ещё добиться отмены казни (тем более, что Пилат не был настроен казнить Его). Вместо этого, читаем у Д.Андреева:
Уже саддукеи, старейшины, судьи
С весёлыми лицами сели за стол,
И вопль народа "Да проклят будет!"
Сменяется шагом гудящих толп –
Все в гору, в гору, где, лиловея,
Закат безумного дня зачах,
И тёмный Симон из Киринеи
Громоздкий крест несёт на плечах.
А уж автор евангельского текста и вовсе пишет:
Мф 27:25 И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших.
Возможно, что эта строчка недостоверна (по крайней мере, очень сложно представить, что так отвечал именно "весь народ", а не отдельные "свидетели обвинения"), и она принадлежит к "второму слою" Ев. от Матфея (есть ряд текстологических аргументов в пользу того, что исходный текст этого Евангелия, вероятно, на арамейском языке, был позднее существенно дополнен).
А вот версия Д.Андреева с проклятием весьма правдоподобна, потому что у иудеев в таких случаях принято было объявлять и провозглашать "херем" (греч. анафема, проклятие). В Талмуде есть рассказ, что Иисусу объявили херем во время этих событий. В одном из посланий Павла есть слова "никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса" (1 Кор 12:3), которые тоже свидетельствуют, что Иисусу, так или иначе, херем объявляли.
Кроме того, для Иисуса Христа в тот момент исключительно важен был бескомпромиссный волевой настрой, благодаря которому после распятия Его силой были сокрушены "врата ада", т.е. одержаны исключительно важные победы над демоническими силами. А такой настрой воли вряд ли совместим с тактическим лавированием и опасениями за свою жизнь.
|