|
Практика почитания мощей
"Роза Мира" книга необыкновенно насыщенная, но конечно всё равно многие вопросы не могли быть раскрыты. Скажите, как следует относиться к почитанию мощей. Следует ли верить в их чудодейственные свойства?
Ответ
Конечно, очень многие вопросы не раскрыты. Книги такого рода пишутся не так-то легко, и все темы никак не охватить. Поэтому, в первую очередь – о главном, а тема мощей святых – вопрос, очевидно, второстепенный. Существенно, однако, что у Д.Андреева нет ни грамма "протестантского духа", и он отнюдь не склонен к отрицанию или упрощению внешних форм религиозности.
Кто считает нужным для себя поклонение мощей святых, опытно ощущает духовную пользу – пусть свободно придерживается такой практики. Самое нелепое, что здесь можно сделать – отрицать данную практику и критиковать её. Да никакая конструктивная, объективная критика тут и невозможна. Верующие, поклоняющиеся мощам, ведь не будут настаивать на свойствах именно мощей, как автономных предметов, но скорее выскажут предположение, что это некий центр молитвенного внимания (в направлении "от нас") и/или проводник "чудодейственных сил" свыше (в направлении "к нам"). Последнее, правда, совсем уж плохо укладывается в концепцию Бога, как "всемогущего", творящего любые чудеса без малейших усилий и препятствий, однако общераспространённые представления об этой практике (исцеления прикосновением к мощам и т.п.) могут наводить именно на такое соображение.
В сущности, сомнения может вызывать лишь "эстетическая форма" такого поклонения. Но, например, в буддизме останки мёртвых иногда используются гораздо более странным образом (не имеющим отношения к поклонению). В конце концов, если какие-либо формы почитания святых отжили своё время, то они прейдут сами собой. Главное, не нужно ни отвергать, ни настаивать на общеобязательности.
|