В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Вопросы и комментарии

  << Пред   След >>

Успенский и Гурджиев

Успенский, Гурджиев – книга "В поисках чудесного". Рекомендована для прочтения занимающимся йогой. Как оценивается эти теософские деятели с позиций Розы Мира?


Ответ

Прежде всего, это отнюдь не "теософские" деятели, если под "теософией" понимать Е.П. Блаватскую, А.Безант, Ч.Ледбитера и др., Е.И.Рерих и последователей её "Агни-Йоги", и т.п. Никакого существенного сходства в этих различных системах взглядов нет, кроме того, что и то и другое уделяют существенное внимание т.н. "эзотерике" – или позиционируют так себя, или усматривают скрытые знания древних "посвящённых" и проч.

Представления Гурджиева о мироздании, изложенные в книге "Всё и вся", больше похожи на художественное повествование, хотя и весьма необычное. Гурджиев не разрешает всерьёз ни одного из принципиальных религиозных и философских вопросов. Вот, например, "кульминационное место" книги "Всё и вся":

=============
Во время этого священного действа на голове у Вельзевула мало-помалу начали расти рога.

Сначала, когда формировались только простые рога, среди присутствующих царила лишь сосредоточенная торжественная тишина. Но когда на рогах начали появляться ответвления, все стали проявлять напряженный интерес и восхищенное внимание. Это последнее состояние продолжалось у них потому, что всем хотелось узнать, сколько у Вельзевула появится ответвлений, так как их число определит достигнутую Вельзевулом градацию Разума по священному мерилу Разума.

Сначала образовалось одно ответвление, затем другое и потом третье, и по мере того, как появлялось каждое ответвление, всех присутствующих охватывали радостный трепет и нескрываемое удовлетворение.

Когда на рогах начало образовываться четвертое ответвление, напряжение присутствующих достигло своего апогея, так как образование на рогах четвертого ответвления означало, что Разум Вельзевула уже совершенствован до святого Тернулада, и, следовательно, Вельзевулу осталось только две градации до достижения святого Анклада.

Когда вся эта необычайная церемония подошла к концу и не успели все собравшиеся прийти в себя от радостного возбуждения, на рогах Вельзевула вдруг неожиданно появилось совершенно самостоятельно пятое ответвление особой формы, всем им известной.

Тут все без исключения, даже сам почтенный архангел, пали ниц перед Вельзевулом, который теперь встал на ноги и стоял преображенный и величественный, благодаря поистине великолепным рогам, возвышавшимся у него на голове.

Все пали ниц перед Вельзевулом потому, что пятое ответвление на его рогах указывало, что Он достиг Разума святого Подкулада, то есть последней градации перед Разумом святого Анклада.

Разум святого Анклада – самый высокий, которого может вообще достичь существо, так как он является третьим по градации от Абсолютного Разума САМОГО ЕГО БЕСКОНЕЧНОСТИ.

Но Разум святого Подкулада, до которого уже совершенствовал себя Вельзевул, также очень редок во Вселенной, поэтому даже почтенный архангел простерся перед Вельзевулом, так как у него еще была только градация святого Дегиндада, которая на три ступени ниже Разума святого Анклада.

Когда все встали, почтенный архангел, обращаясь ко всем собравшимся разноприродным существам, провозгласил:

"– Существа, созданные Единым ТВОРЦОМ, мы все только что удостоились первыми лицезреть заключительное формирование внешнего вида того, что является мечтой как всех присутствующих, так и существ вообще всего нашего великого Мегалокосмоса.

"Возликуем и возрадуемся все вместе такому достоинству, являющемуся очень живительным толчком для нашей способности бороться против нашего собственного отрицающего источника, каковая способность только и может привести нас к святому Подкуладу, чего достиг один из сыновей нашего ОБЩЕГО ТВОРЦА, хотя сначала и согрешивший по молодости, однако потом сумевший своими сознательными трудами и добровольными страданиями удостоиться сущностно стать одним из редчайших Священных Индивидуумов всей нашей Великой Вселенной."
=============


Причём предисловие к книге, написанное одним из последователей Гурджиева, начинается такими словами: "Читатель, в твоих руках книга о необычайно глубокой системе Знания, и написана она человеком, масштабы которого и реальные возможности которого намного превосходят обычный уровень людей". В общем здесь каждый для сам может делать выводы.

Успенский конечно более "философичен", чем Гурджиев (своему учителю он так и не смог поверить вполне), но всё равно страдает типичным "эзотерическим" дилетантизмом и эклектизмом.

И уж разумеется, что традиционный индийский йогин никогда не станет рекомендовать ни теософию, ни учение Гурджиева, ни упомянутую книгу Петра Успенского.

Что же касается соотношения с концепцией Д.Л.Андреева, то трудно найти хотя бы самые отдалённые точки пересечения. Этический уровень гурджиевских практик и взглядов – можно сказать, что никакой. Но это типично для "эзотерики", которая ищет "чудесное", напрочь не видя, игнорируя подлинно важные метафизические, гносеологические и этические вопросы. Любопытна, впрочем, психология по Гурджиеву – тем, что позволяет посмотреть на вещи с необычной стороны. Другой текст, где выражены до некоторой степени похожие взгляды – текст ещё одного "эзотерика", "традиционалиста" А. Дугина "Угроза гомункула". Но всё это скорее забавно, чем познавательно.

 Тематики 
  1. Различные системы идей   (63)
  2. Различные практики   (17)