/// На днях по телевизору смотрел беседу со священником. В беседе он сообщил, что внутри каждого человека может поселиться бес. Он может стать нашим вторым "Я", толкающим на нехорошие поступки. Этим, в частности, объясняется неожиданные превращения вполне хороших людей в свои противоположности. Батюшка предложил внимательно прислушиваться к себе и не поддаваться на увещевания беса. В христианстве и поныне существует практика изгнания дьявола. В очень хорошем современном фильме "Остров" сцена экзорцизма является одной из центральных в сюжетной линии. Ваше мнение о способности вселения внутрь тела (физического или тонкоматериального) некоторой посторонней сущности, способной влиять на сознание человека? Как практика экзорцизма согласуется с наукой ///
Ответ
Очевидно, что внутрь тела, в буквальном смысле, никто не вселяется, а выражение "бес вселился" могло бы подразумевать установление
связи между человеком (его эфирным телом) и каким-то демоническим существом. Принципиально отрицать такую возможность нельзя. Ведь на самом деле такое явление принципиально не отличалось бы, например, от трансфизической связи между демоном государственности и некоторыми людьми – активными орудиями и проводниками его воли, которых могут быть тысячи.
Вопрос лишь в том, зачем демонам нужен конкретный человек, почему они готовы тратить на него время и силы. Это, действительно, не вполне ясно, если речь идёт о рядовых людях, ни на что в глобальном масштабе не влияющих. Поэтому разумнее предположить в таких случаях не личное участие какого-либо из демонических существ, а устойчивое закрепление некоего безличного эфирноматериального образования как аномалии в бессознательной сфере человека, которая влияла бы на него. "Изгнание беса" при этом можно было бы понимать как исправление ситуации.
Реально люди, которые выглядят как "одержимые", конечно, существуют. О случаях их исцеления посредством экзорцизма услышать тоже можно, в т.ч. в личных разговорах со священниками. С наукой практика экзорцизма, очевидно, позитивно не согласуется, но и не противоречит науке, поскольку говорит о вещах, которые в современной науке (нейропсихологии) достоверного теоретического объяснения не имеют.
Кажется, конкретно в современной православной практике экзорцизма ("отчитки") есть ряд сомнительных моментов. Резко против экзорцизма выступал проф. Московской Духовной Академии А.И. Осипов, сугубый, впрочем, "богослов-теоретик", не имеющий практического опыта и выступающий с формально-догматических позиций:
http://www.nerungri.ru/users/church/pprav/suever3.htm
С ним многие православные не согласны. Другая точка зрения, близкая к "общепринятой в православии", выражена в статье "Проблема бесоодержимости":
http://www.cdrm.ru/kerigma/rek-lit/duhovn/proch/oderjim.htm
"Принципиально допуская возможность "демонических овладений", они [отцы церкви] сходятся в признании чрезвычайной редкости подобных состояний и оставляют их как бы на периферии духовной жизни. И отцы-пустынники, и "всероссийский батюшка" св.Иоанн Кронштадский и авторитетный психолог и богослов о.А.ван Каам центрируют острие "невидимой брани" на преодолении "страстей", "скрытого беснования плоти", "мини-обсессий". Нравственному преображению, обновлению ума – "метонойи", как истинному покаянию будет более способствовать не внешне-обрядовое, а внутренне-сердечное восприятие данной реальности."