В "Розе Мира" есть такие слова: "...Дух же Божий воистину вездесущ... Без него не может существовать ничто..." (РМ, кн.2, гл.3). Значит ли это, что вся Вселенная расположена как бы внутри Бога, создана и развивается на Его основе, а отпавшие демоны действуют подобно "паразитам"?
Ответ
Нет, не так. А демонов с их стремлением к тотальной личной власти положение "паразитов" привлечь никак не могло бы.
Подробно всё изложено в
"Динамической метафизике бытия". Тема слишком объёмна, чтобы полно и аргументированно её здесь разбирать. Прежде всего, цитата оборвана таким способом, что изменяется вкладывавшийся смысл. Точный текст: "Дух же Божий воистину вездесущ – Он пребывает даже там, где нет никаких монад, например, в покинутых всеми монадами
руинах брамфатур. Без Него не может существовать
ничто, даже то, что мы называем мёртвой физической материей. И если бы Дух Божий покинул её..." (
РМ 2.3.13). Таким образом, имеется в виду, не вообще "ничто", а ничто из ряда,
пределом которого ("даже") является материя, которую мы называем "мёртвой" (что, в известном смысле, неверно). То есть, речь идёт о любой материальности, творимой Провиденциальными силами, но не более того. Бог поддерживает бытие
одушевлённых, живых частиц этой материальности, т.е. животворит мироздание. Именно в этом смысле надо понимать установленное Христом таинство Причащения:
"Это было их причащением Богу-Сыну, распятому, пока существует во вселенной демоническое начало, в Мировой материи, Им оживляемой, – в той живой плоти, мистериальным знаком которой мы берём хлеб и вино." (РМ 7.1.14)
Монады – самодостаточны и могут существовать автономно от Бога ("духовны только Бог и монады", в том же абзаце чуть раньше). Творимая демонами материя (агга), частицы которой лишены одушевлённости – тоже существует автономно от Бога, отсюда и замысел богоотступнических сил о создании своей, отдельной материальной вселенной (хотя им не удалось добиться устойчивой организации своего мироздания – из-за отказа от принципа любви, как единственного объединяющего всех, и постоянной внутренней борьбы, приводящей к разрушению миров).
Что касается понятий внутри/снаружи, то они, вообще говоря, неадекватны, потому что геометрического (сверх)пространства как "вместилища" попросту не существует (о том, как организуется пространство из материальности – в той же "Динамической метафизике"). Первичны объекты и связи между ними. Бог вездесущ в том смысле, что связан со всеми частицами материальности (кроме агги) и поддерживает их (но не "управляет").