В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Поставки оружия и «тайваньский фактор» в американо-китайских отношениях

Китай резко отреагировал на то, что Госдепартамент США одобрил продажу Тайваню танков, ПЗРК и сопутствующего оборудования на 2,2 миллиарда долларов. Как заявил официальный представитель МИД КНР, "Такие действия являются серьезным вмешательством во внутренние дела Китая, они также нарушают суверенитет КНР и ее интересы в сфере безопасности. Мы призываем США следовать принципу одного Китая …, а также немедленно отменить поставку вооружений и прекратить военные контакты с Тайванем".[1]

Со своей стороны, в Госдепе заявили, что Соединенные Штаты продолжают придерживаться принципа одного Китая, и никакого изменения американской политики в связи с решением Вашингтона одобрить упомянутую сделку, нет.[2]

Для того чтобы понять, что стоит за этим (далеко не первым подобного рода) инцидентом, необходимо вписать его в исторический контекст. Еще со времен визита Ричарда Никсона в Китай и «Шанхайского коммюнике» стороны последовательно шли к нормализации отношений, опираясь на принцип «одного Китая». Соединенным Штатам отказ от поощрения сепаратистских настроений Тайваня давался нелегко, но они долгое время старались не пересекать эту «красную линию» в отношениях с КНР.

Однако «лазейка» была американской стороной найдена. В 1979 г. на фоне потепления американо-китайских отношений, когда были разорваны дипломатические отношения между США и Тайбэем в пользу КНР, был принят Закон об отношениях с Тайванем (Taiwan Relations Act). Он установил обязательства США по предоставлению оборонительных средств и услуг, в том числе в случае внешних угроз безопасности для Тайваня, характер и объемы которых определяются президентом и Конгрессом США.

Кстати, с 1 января 2019 г. вступил в силу американский Закон об инициативе по подтверждению стратегии США в Азии (Asia Reassurance Initiative Act of 2018), в чем усмотрели особую символику, поскольку в этом году будет отмечаться 40-летие Закона об отношениях с Тайванем.

Вообще с приходом в Белый дом Дональда Трампа США все чаще «педалируют» тайваньский фактор в американо-китайских отношениях. Символично, что сама их история при Трампе началась с того, что в декабре 2016 г. Китай с осуждением отреагировал на телефонный разговор тогда еще избранного президента США Дональда Трампа с президентом Тайваня Цай Инвэнь. Она якобы сама позвонила ему, чтобы поздравить с победой на президентских выборах в США (позже New York Times выяснила, что связанные с республиканцами в Конгрессе лоббисты готовили этот звонок не менее полугода). Сам Трамп написал тогда в Твиттере, что поскольку США поставляют вооружения на Тайвань, то он может позволить себе и ответить на звонок его лидера.

В марте 2018 г. Дональд Трамп подписал "Закон о поездках на Тайвань", который, как заявили в Пекине, нарушает принцип "одного Китая", лежащий в основе китайско-американских отношений. Это произошло на фоне введения Вашингтоном санкций против китайских товаров, поставивших ситуацию на грань торговой войны.

Поставки американского оружия Тайваню служат не столько декларируемой цели обеспечения безопасности острова, сколько наращиванию американского военного присутствия в регионе, которое носит очевидно антикитайскую направленность. Недавно, например, новый сервис от Google Maps случайно обнаружил засекреченные ракетные базы Patriot на Тайване. Любопытный пользователь смог увидеть на электронной карте засекреченную базу тайваньских ракет американского противоракетного комплекса Patriot в южной части города Нью-Тайбэй. Новые трехмерные изображения показали, что Тайвань уже получает недавно заказанные ракеты класса "земля-воздух" Patriot Advanced Capability-3.[3]

В последнее время участились проходы американских судов через Тайваньский пролив. Китайские власти болезненно воспринимают американское военное присутствие в регионе. Пекин настаивает на том, что взаимодействие между США и Тайванем должно контролироваться «в рамках терпимости КНР», подчеркивая при этом, что Вашингтон не намерен стратегически сталкиваться с Пекином в Тайваньском проливе. Вашингтон же не признает права КНР на прилегающие к Тайваню акватории и называет присутствие там своих боевых кораблей "операциями по обеспечению свободы судоходства".

Ранее власти Тайваня подали официальный запрос на покупку более 60 американских истребителей F-16, а администрация США одобрила продажу самолетов. Госдеп США также одобрил выделение 500 миллионов долларов Пентагону на обучение тайваньских пилотов для полетов на этих истребителях.

Не следует недооценивать взрывоопасного потенциала такого рода сделок и действий. США и по сию пору являются единственным поставщиком оружия на Тайвань, который Китай считает своей неотьемлемой территорией. При этом Пекин никогда не отказывался от применения силы для установления контроля над самоуправляемым островом.

Американские поставки оружия на Тайвань опасны не только тем, что являются перманентным и управляемым с американской стороны «раздражителем», особенно на фоне ухудшающихся на всех фронтах американо-китайских отношений, но и тем, что смещают баланс военных сил в регионе и приближают американскую «военную машину» к границам Китая, создавая условия для серьезной дестабилизации ситуации в регионе.


Владимир Петровский, доктор политических наук, действительный член Академии военных наук, главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН
Источник: "Международная жизнь"

[1] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/6644657

[2] tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/6648071

[3] https://rg.ru/2019/02/19/sputnikovye-snimki-obnaruzhili-zasekrechennye-voennye-bazy-na-tajvane.html


 Тематики 
  1. США   (968)
  2. Китай   (650)