В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Американский СПГ и интересы России

К оценке перспектив конкуренции американского и российского газа в Европе

Решение собравшейся в 2021 году на политический покой федерального канцлера Германии Ангелы Меркель оказать правительственную поддержку усилиям, направленным на открытие страны для американского сжиженного природного газа (CПГ) создаёт новую ситуацию на европейском газовом рынке. В середине октября канцлер проинформировала группу законодателей о том, что её правительство решило принять участие в финансировании строительства на севере Германии портового терминала для СПГ стоимостью 500 миллионов евро.

От России потребуются новые активные усилия в плане обеспечения собственных интересов и позиций на газовом рынке Европы. Одним из таких действий может стать развёртывание в Германии и других странах-членах Европейского союза собственной СПГ-инфраструктуры.

Важным шагом станет реализация проекта с участием российского ПАО «НОВАТЭК» и бельгийской компании Fluxys. Проект предусматривает сооружение терминала СПГ в восточногерманском Ростоке. Речь идёт о соглашении, которое НОВАТЭК и Fluxys подписали с администрацией этого города об аренде земельного участка для строительства среднетоннажного приёмно-перевалочного СПГ-терминала в порту Ростока мощностью 300 тысяч тонн сжиженного природного газа в год. Проектирование, строительство и финансирование объекта возьмет на себя совместное предприятие российской и бельгийской компаний. Fluxys получит в нём 51%, НОВАТЭК – 49%, говорится в сообщении бельгийской компании. Терминал будет принимать танкеры с завода «Криогаз-Высоцк», сооружаемого компанией «НОВАТЭК» в порту Высоцк в Ленинградской области; завод должен быть введён в эксплуатацию в конце 2018 – начале 2019 г. «Одно из направлений нашей стратегии СПГ – среднетоннажные и малотоннажные проекты. Для нас важно построение эффективных маркетинговых каналов для реализации нашей продукции на различных рынках», – подчеркнул председатель правления ПАО «НОВАТЭК» Леонид Михельсон.

Приход на европейский рынок российского СПГ способен серьёзно изменить конфигурацию газовых потоков и нанести удар по планам тех государств ЕС, которые сегодня видят в сжиженном природном газе средство освободиться от пресловутой «газовой зависимости» от России. Среди этих государств наиболее активна Польша, заключившая в октябре 20-летний контракт с американской компанией Venture Global на поставку 2 млн тонн СПГ (2,7 млрд кубометров газа после регазификации). Предполагается, что польская сторона сможет использовать это сырьё и перепродавать её третьим странам. СПГ будет поставляться с двух терминалов Venture Global в Луизиане на побережье Мексиканского залива; первый из терминалов будет готов к 2022 году, второй – к 2023 году.

Президент польской нефтегазовой компании PGNiG Петр Возняк уже заявил, что американский СПГ будет стоить на 20-30% дешевле получаемого в настоящее время Польшей российского трубопроводного газа. Польский премьер-министр Матеуш Моравецкий высказался более осторожно, оставив в стороне вопрос о цене и напирая на то, что польско-американское соглашение призвано «повысить независимость» Польши и «конкурентоспособность польского газового сектора».

Американо-польское соглашение является очередным этапом в реализации презентованного Дональдом Трампом проекта обеспечения американского энергетического доминирования (US Energy Dominance), в том числе путём агрессивного продвижения СПГ США на европейский рынок. Здесь следует напомнить итоги состоявшегося в июле текущего года саммита США – ЕС, участники которого договорились о закупках американского СПГ Евросоюзом и частичном финансировании за счёт ЕС 14 СПГ-проектов дополнительной мощностью 15 млрд кубометров газа год. А в октябре американский сенатор-демократ Кристофер Мёрфи (один из вероятных кандидатов Демократической партии на президентских выборах 2020 года) и сенатор-республиканец Рон Джонсон выдвинули в качестве законодательной инициативы «Акт о европейской энергобезопасности и диверсификации», предусматривающий выделение 1 млрд долларов в течение 2019-23 годов на финансирования европейских энергетических проектов, в том числе по сооружению в странах Восточной Европы терминалов по приёму и регазификации СПГ, трубопроводов-интерконнекторов, реверсных мощностей и подземных газохранилищ.

При этом в Европе простаивают невостребованные мощности общим объёмом 150 млрд кубометров газа в год. За вычетом Испании, целиком зависящей в силу её географического расположения от поставок СПГ, загрузка мощностей регазификационных терминалов СПГ в Евросоюзе составляет около 25%. При этом лишь четвёртая часть мощностей береговых терминалов по приёму СПГ подключены к трубопроводам, необходимым для последующей транспортировки регазифицированного сырья конечным потребителям.

А главным вопросом в контексте оценки перспектив конкуренции американского и российского газа выступает вопрос о цене. Заявленная президентом польской нефтегазовой компании PGNiG Петром Возняком экономия в 20-30% рассчитана на условиях закупки СПГ на терминале в США и не учитывает последующие расходы на транспортировку, регазификацию и доставку газа от регазификационного терминала на побережье до потребителя в глубине страны. Данные расходы в совокупности превышают задуманную Варшавой экономию в 20–30%.

Следует также учитывать, что польско-американское соглашение предусматривает возможность перепродажи СПГ третьим странам в зависимости от рыночной конъюнктуры. А конъюнктура складывается сейчас таким образом, что основными потребителями СПГ выступают страны Азии. По состоянию на конец 2017 года ведущими мировыми потребителями сжиженного природного газа по-прежнему оставались Япония, Китай и Южная Корея. В совокупности на них приходится около 60% общемировых закупок СПГ, в том числе на долю Японии – 32%, Китая и Южной Кореи – по 14%. Российский трубопроводный газ выиграл глобальную конкуренцию за рыночную нишу на европейском газовом рынке у глобального СПГ, делает в связи с этим вывод главный экономист компании BP Спенсер Дейл.

Что же касается Германии, то даже американские СМИ весьма сдержанно прокомментировали инициативу Ангелы Меркель в отношении СПГ из США. Так, газета The Wall Street Journal напомнила, что американский сжиженный природный газ «добывается преимущественно из подземных осадочных пород. После добычи он сжижается и транспортируется в танкерах, длина которых составляет 300 метров. Для его выгрузки, хранения и превращения обратно в газообразное состояние требуются специальные терминалы. Из-за сложности перечисленных процессов СПГ оказывается примерно на 20% дороже российского газа, который транспортируется в Германию в основном по трубопроводу «Северный поток»… Правительственные чиновники Германии высмеивают некоторые немецкие проекты и считают их дорогостоящими и проблемными «белыми слонами», которые никогда не смогут приносить прибыль. Проведенное в 2016 году Кёльнским университетом исследование показывает, что в краткосрочной перспективе немецкий терминал не будет жизнеспособным, поскольку потребности рынка в СПГ покрываются уже действующим терминалом в Голландии».

Тем не менее в долгосрочной перспективе угрозу, проистекающую от американского СПГ для российских интересов в сфере энергетики, недооценивать не следует. Реальность этой угрозы требует от России энергичного освоения новых рынков и развития маршрутов транспортировки собственного сжиженного природного газа.

Россия и мировой рынок СПГ

К 2040 году положение главного потребителя российского газа за рубежом перейдёт от Европы к Китаю

Перспективы укрепления позиций России на мировых энергетических рынках связаны с реализацией многопрофильных программ, включающих как производство нефти и газа, так и проработку экономически выгодных маршрутов транспортировки энергоресурсов. Ключевое значение здесь приобретает работа на тех рынках, которые в настоящее время стремятся взять под свой контроль США.

Следует подчеркнуть исключительную важность проектов транспортировки российского СПГ по Северному морскому пути. Президент России Владимир Путин отметил особое значение этого маршрута и в целом освоения арктических областей России в своём послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2018 году: «Ключом к развитию русской Арктики, регионов Дальнего Востока станет Северный морской путь. К 2025 году его грузопоток возрастет в десять раз, до 80 миллионов тонн. Наша задача – сделать его по-настоящему глобальной, конкурентной транспортной артерией».

Согласно опубликованному 13 ноября докладу Международного энергетического агентства (МЭА), к 2040 году годовое потребление газа в мире возрастёт почти до 5,4 трлн кубометров – на 43,8% по сравнению с 2017 годом. Торговля газом вырастет к 2040 году до 1,289 трлн кубометров в год; при этом, согласно расчётам МЭА, более четверти мировых поставок будет обеспечивать Россия.

В структуре экспорта российского газа могут произойти серьёзные изменения. Главный сейчас для России рынок – Европейский союз – к 2040 году перестанет быть таковым, прогнозируют эксперты МЭА. Спрос на импортный газ в Европе достигнет максимума к середине 2020-х годов, когда доля российского газа составит 37%. В последующие годы потребление газа в Европе начнёт падать – с 482 млрд кубометров в 2017 году до прогнозируемых 408 млрд кубометров в 2040 году. В этих условиях главным мировым покупателем газа станет Китай. Согласно оценке МЭА, Поднебесная обеспечит около 30% роста мировой газовой торговли в ближайшие 20 лет, в том числе в рамках реализации национальной программы сокращения вредных выбросов в атмосферу от сжигания угля. В 2017 году спрос на газ в Китае составил 248 млрд кубометров, к 2040 году он должен достичь 708 млрд кубометров.

Уже сейчас Китай является одним из ведущих покупателей сжиженного природного газа. В целом на долю СПГ к 2040 году, по прогнозам МЭА, будет приходиться около 60% мировой торговли газом.

Оценки перспектив производства СПГ в России варьируются, но даже самые осторожные прогнозисты указывают на возможность его существенного увеличения. В частности, аналитики МЭА полагают, что соответствующие российские мощности к 2040 году вырастут на 60 млн тонн в год. Расчёт НОВАТЭК свидетельствует о наличии у компании потенциала роста до 57-58 млн тонн СПГ в год и даже больше уже к 2030 году. «Имеющиеся на полуостровах Ямал и Гыдан запасы природного газа позволяют производить более 70 млн тонн СПГ в год. Использование этого потенциала в перспективе даёт возможность нашей стране войти в число крупнейших экспортеров СПГ в мире», – считает председатель правления НОВАТЭК Леонид Михельсон.

Аналогичные проекты намерены развивать и другие российские компании, в том числе «Газпром» и «Роснефть». «Газпром» сейчас поставляет сжиженный природный газ в Японию, Южную Корею, Китай, Индию, на Тайвань, в Великобританию, США, Кувейт, ОАЭ, Мексику и другие государства. В дальнейшем расширение экспорта связано с такими СПГ-проектами, как «Сахалин – 2», «Владивоcток – СПГ», «Балтийский СПГ», а также строительством регазификационного терминала в Калининградской области. Эти мощности нацелены на китайский рынок.

Важным элементом экспортной политики становится использование электронных торговых площадок – в первую очередь «Газпромом». По данным компании «Газпром экспорт», на 13 ноября суммарный объём проданного через электронную торговую платформу (ЭТП) газа составил 1015,2 млн кубометров. Об открытии электронной торговой платформы для продажи газа в Европу «Газпром экспорт» сообщил 7 августа; тогда же было объявлено о регистрации участников, и к середине сентября на ЭТП заявились около 20 европейских компаний. Самой востребованной точкой доставки проданного на ЭТП газа стал хаб VTP Slovakia, опередивший германские Waidhaus и NetConnect Germany.

«Полагаю, что по итогам успешной реализации первого миллиарда кубометров использование этого канала продаж будут наращивать», – прогнозирует директор энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Татьяна Митрова.

Выступая на Деловом саммите АТЭС в Папуа-Новой Гвинее, премьер-министр России Дмитрий Медведев отметил: «Мы обустраиваем Северный морской путь, планируем создать газовый хаб на Камчатке – на Дальнем Востоке нашей страны, и это позволит существенно увеличить наши возможности для поставок сжиженного природного газа в экономики АТР. Мы готовы развивать отношения в газовой сфере со всеми заинтересованными партнерами».

Сооружение СПГ-терминала на Камчатке действительно способно сыграть важную роль в перестройке структуры российского газового экспорта. Новый перегрузочный терминал будет размещён в бухте Бечевинская, его оперативную загрузку обеспечит сооружаемый завод по производству СПГ «Артик СПГ – 2» на арктическом полуострове Гыдан. По свидетельству первого заместителя председателя правления НОВАТЭК Александра Фридмана, проектные работы уже начались, а сам терминал может быть введен в действие в 2022-2023 годах. В рамках реализации проекта сооружения СПГ-терминала компания в октябре 2017 года подписала соглашение о сотрудничестве с властями Камчатской области.

Согласно расчётам экспертов НОВАТЭК, ввод в действие нового терминала позволит сократить сроки поставок газа в Азию с 36 до 19 дней, а затраты – с 2,49 доллара до 1,65 доллара за 1 млн британских термических единиц. Мощность терминала должна составить до 20 млн т в год, срок службы – более 40 лет.

Ввод в строй новых российских СПГ-заводов даст возможность влиять на ситуацию на энергетических рынках не только Азии, но и Европы. В странах Европейского союза в настоящее время проходят жаркие дискуссии по проблемам сравнительной целесообразности использования тех или иных энергоресурсов. И СПГ-платформа в этих дискуссиях – одна из самых востребованных.


ПЕТР ИСКЕНДЕРОВ
Источник: "Фонд стратегической культуры "


 Тематики 
  1. Энергополитика   (222)