Новая отрасль меняет привычную экономическую картину мира
В последнее время в Китае быстрыми темпами развивается экономика совместного потребления. Термин sharing economy (шеринг-экономика) переводят на русский язык по-разному — экономика совместного потребления или пользования, «долевая» экономика, даже экономика сотрудничества и участия. Концепция совместного потребления впервые была предложена Рэйчел Ботсман и Ру Роджерс в их книге «Что моё – то твоё: рост совместного потребления». В 2010 году американский журнал Time назвал совместное потребление одной из десяти идей, которые изменят мир.
Новая социально-экономическая модель революционизирует потребление товаров и услуг, поскольку основана на коллективном их использовании, бартере или аренде вместо владения. Она подразумевает большое количество конкретных сервисов (инструменты, оборудование, автомобили, жилье, информация и прочее). Благодаря интернету это явление приобрело такой масштаб, что о нём заговорили как о конкуренте классической экономической модели. Активное использование в современном обществе смартфонов и мобильных платёжных систем упрощает безналичные транзакции между пользователями, тем самым облегчая доступ к сервисам.
В Китае вместо термина «экономика совместного потребления» чаще используется термин «экономика общего доступа». Именно в Китае это явления получило наибольшее распространение, поскольку 86% потребителей пользуются мобильными платежами. По этому показателю Китай опережает другие страны мира. Даже в сельской местности мобильные платежи используют 31,7% покупателей.
Премьер Госсовета КНР Ли Кэцян в своём отчётном докладе на 5-й сессии Всекитайского собрания народных представителей 12-го созыва (март 2017 года) объявил развитие экономики совместного потребления одной из ключевых задач правительства в 2017 году. В частности, по итогам 2016 года торговый оборот данного сектора экономики составил около 499 млрд. долл., увеличившись более чем в 2 раза по сравнению с предыдущим годом. В 2017 году рынок отрасли вырос до 680 млрд. долл. Новые сервисы обеспечили 5,85 млн. новых рабочих мест. В отрасли трудоустроено более 50 млн. человек, что составляет около 5,5% работающего населения страны. Участниками рынка стали порядка 600 млн. человек, то есть практически каждый второй китаец. Инвестиции в отрасль в 2016 году достигли 34,5 млрд. долл.
В 2018 году, по данным Государственного информационного центра Китая, объём экономики совместного потребления в Китае превысит 230 млрд. долл., что составит 1,67% ВВП страны. При этом на неё приходится почти 45% мирового объема этой новой отрасли. В Китае надеются, что к 2020 году доля экономики совместного потребления будет составлять 10% ВВП, а к 2025 году – 20%.
Реализуемая в настоящее время в Китае стратегия «Интернет-плюс» позволяет использовать онлайновые бизнес-модели в традиционных отраслях, что упрощает запуск стартапов интерактивных платформ. Сервисы обмена успешно действуют во многих городах страны. В частности, велосипеды совместного использования популярны в таких крупных городах, как Пекин, Шанхай, Гуанчжоу и Шэньчжэнь. Для того чтобы воспользоваться в нужный момент велосипедом достаточно иметь смартфон. По состоянию на конец 2016 года, в Китае было зарегистрировано уже более 20 компаний, работающих в сфере велошеринга, велосипедов насчитывалось 1,3 млн. штук, а пользователей – 19 млн. человек. Крупнейшая китайская компания отрасли Оfo вышла на рынок 6 европейских стран и к концу 2017 года планировала довести число стран до 20. Её основной конкурент, компания Mobike, развернула свою деятельность в США, Италии, Японии, Южной Корее, Сингапуре и Малайзии и к концу года собиралась записать в свой актив более 200 городов мира.
В последнее время в городах набирает популярность совместное пользование автомобилями. Загрузив нужное мобильное приложение, при помощи телефона можно найти поблизости машину, а добравшись до места назначения, вернуть её на стандартную автостоянку. За короткое время в стране появилось более 10 компаний, предоставляющих услуги автошеринга.
Эксперты считают, что в Китае перспективы развития данной отрасли безграничны. Например, возникло много платформ, которые предлагают неиспользуемые вещи: технику, бытовую электронику, смартфоны, планшеты, ноутбуки и т.п. На рынке появились дизайнерская косметика, одежда, дорогие аксессуары и даже квартиры.
Зародившись в секторе потребления, бизнес-модель шеринг-экономики привела к появлению предприятий в сфере интернета вещей. В частности, возникшая в 2013 году в Китае шеринговая платформа IngDan представляет собой площадку, где технологические стартапы и предприниматели со всего мира напрямую могут связаться с китайскими производителями электроники для производства новых образцов продукции с прицелом на мировой рынок. В настоящее время IngDan привлёк более 10 тыс. проектов, причём 80% из Китая, а остальные из-за рубежа, включая Кремниевую долину, 14 тыс. поставщиков и 16 млн. покупателей. По мнению аналитика китайской Академии науки и техники для развития Дин Минлэя, экономика совместного использования обеспечивает рост производственного сектора, более важным становится обмен производственными материалами.
Группа Shenyang Machine Tool Co., Ltd. внедрила «умную» операционную систему i5, которая служит в качестве шеринг платформы. Она получила более 20 тыс. заказов на «умные» механические инструменты i5 и подписала порядка 50 соглашений на строительства «умных заводов» по всей стране.
Появились в Китае и шеринг-платформы по обмену знаниями. Большую популярность в интернете набирает стартап Zhihu (в переводе с китайского языка означает «вы знаете?») – китайский сайт вопросов и ответов, на котором члены интернет-сообщества задают вопросы и отвечают на них. Число зарегистрированных на нём пользователей превысило в 2015 году 17 млн. человек с 250 млн. ежемесячных просмотров страниц. Главным отличием данного стартапа стала плата за предоставление экспертных знаний. С 2016 года появилась новая услуга – платные вебинары Zhihu Live, в ходе которых признанный профессионал или просто интеллектуал в течение часа отвечает на вопросы публики, а слушатели платят за возможность послушать или что-то спросить.
По оценкам Reuters, только в апреле-мае 2017 года в 20 стартапов, предлагающих услуги общего доступа, было инвестировано не менее 247 млн. долл. Компании, реализующие новые бизнес-модели в этой сфере, позволяют найти применение свободным ресурсам, что способствует увеличению предложения и оптимизации рыночных цен.
Согласно прогнозам, в ближайшие 5 лет отрасль ежегодно будет расти в среднем на 40%. Китайское правительство положительно оценило её потенциал, назвав «приоритетной и достойной государственной поддержки», в связи с чем заявило о необходимости направлять её развитие. В Пекине открылся специализированный Институт экономики общего доступа при Государственном информационном центре КНР, который является «мозговым центром» китайского правительства и аффилирован с Государственным комитетом по развитию и реформе.
Появление в Китае всё новых и новых форм экономики общего доступа, которые выступают в качестве новых сфер привлечения капитала, выявили очевидную необходимость государственного регулирования отрасли. В июне 2017 года на очередном заседании Госсовета КНР рассматривался вопрос, посвящённый экономике общего доступа и её «здоровому развитию». Согласно его итогам, власти намерены использовать новое направление в экономике в интересах решения задач, имеющих стратегическое значение для экономического и социального развития страны, включая оптимальное распределение ресурсов, сокращение избыточных производственных мощностей, создание новых рабочих мест, предоставление многообразных и эффективных услуг по более низкой цене. В связи с этим разрабатываются меры по стимулированию участия предпринимателей в шеринг-экономике, упрощению процедуры регистрации бизнеса, совершенствованию налогообложения, поддержке в трудоустройстве самозанятых граждан.
Таким образом, взятый в стране курс на реализацию стратегии инновационного развития в рамках программ «Сделано в Китае 2025» и «Интернет-плюс» способствует не только внедрению новых технологий, но и появлению новых отраслей производства и новых форм бизнеса, в частности экономики общего доступа, которые стали новыми факторами роста. Согласно оценкам Государственного информационного центра КНР, шеринг-экономика по-прежнему будет доминирующей тенденцией и в 2018 году, но сохранить свою конкурентоспособность и устойчивый рост смогут лишь те предприятия, которые постоянно внедряют новые продукты и модели.
Ирина Николаевна Комиссина
Источник: "РИСИ "
Использованная литература:
1. Вэнь Синь Бизнес на троих. В Китае быстро растёт экономика совместного потребления // Агентство Синьхуа, 21.2017, http://russian.people.com.cn/n3/2017/0321/c31518-9193110.html
2. В шеринг-экономике КНР занято 5,5% трудоустроенных граждан // chinaPRO, 06.10.2017, http://www.chinapro.ru/rubrics/1/16266/
3. В фокусе внимания Китая: Китай будет стимулировать здоровое развитие экономики совместного пользования // Агентство Синьхуа, 06.2017, http://russian.people.com.cn/n3/2017/0623/c31518-9232313.html
4. Michael Zakkour The China Miracle Isn’t Over – It Has Entered Its Second Phase // Forbes, March 30, 2017, https://www.forbes.com/sites/michaelzakkour/2017/03/30/the-china-miracle-isnt-over-it-has-entered-its-second-phase/
5. China sets new framework for ‘sharing economy’ policy // Reuters, July 4, 2017, https://www.reuters.com/article/china-economy-sharing/china-sets-new-framework-for-sharing-economy-policy-idUSL3N1JV1SE