СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕЗИДЕНТА ОТРАЖАЕТ ЕГО РАЗОЧАРОВАНИЕ ИЗ-ЗА ТОРГОВЫХ ПРОБЛЕМ
В понедельник Дональд Трамп обвинит Китай в ведении «экономической агрессии», когда огласит свою стратегию национальной безопасности — отчётливый сигнал, что он разочарован своей неспособностью использовать личные отношения с президентом Си Цзиньпином, чтобы убедить Пекин разрешить его озабоченности по вопросам торговли.
Несколько источников, ознакомившихся со стратегией национальной безопасности — официальным документом, представлявшимся всеми президентами, начиная с Рональда Рейгана — рассказали, что мистер Трамп предложит перейти к намного более жёсткой позиции по отношению к Китаю, чем предыдущие администрации.
Обнародование этого документа последует спустя месяц после его встречи с мистером Си в Китае, и через 8 месяцев после того, как он впервые принимал китайского лидера на курорте Мар-а-Лаго.
«В стратегии национальной безопасности, вероятно, Китай будет назван конкурентом во всех областях. Не только конкурентом, но и угрозой, и следовательно, по мнению многих из этой администрации, противником, — сказал один источник. — Это не состряпано только что. Мар-а-Лаго прервал риторику кампании, и Си Цзиньпин немного подыграл и приехал сюда, и обнял Трампа. Трамп сказал: «Прекрасно, сделай что-нибудь с Северной Кореей и с торговлей», но с этим так и не сложилось».
В ходе своей предвыборной кампании мистер Трамп неоднократно допускал критические выпады в адрес Китая. Но, находясь на посту президента, и особенно после его саммита в Мар-а-Лаго с господином Си, он занял менее воинственную позицию, отчасти потому, что США считают, что давление Китая на Северную Корею имеет решающее значение для разрешения ядерного кризиса.
За последние несколько месяцев мистера Трампа всё больше раздражало отсутствие прогресса в решении проблемы американского торгового дефицита в торговле с Китаем. На саммите АТЭС во Вьетнаме он намекнул на ужесточение позиции, когда сказал, что больше не потерпит «хронического нарушения правил торговли» со стороны азиатских стран.
«Г.Р.» Макмастер, советник по национальной безопасности США, который отвечает за стратегию, на этой неделе заявил, что Китай — наряду с Россией — это «ревизионистская держава», которая «подрывает международный порядок».
Переход к жёсткой лексике в адрес Китая предвещает в предстоящем году период похолодания американо-китайских отношений. Он отмечает также отход от предыдущих стратегий национальной безопасности, в которых так явно не затрагивались вопросы торговли и экономики. Совет национальной безопасности в Белом доме не отреагировали на просьбу это прокомментировать. Посольство Китая в Вашингтоне также не отреагировало.
«Оглашение стратегии национальной безопасности — это стартовый сигнал для ряда экономических мер против Китая», — сказал Майкл Аллен, бывший сотрудник администрации Буша, работающий сейчас в «Beacon Global Strategies». — Это нечто вроде образца для расшифровки, для перевода тем президентской кампании на язык соответствующего руководящего документа».
Ряд источников, знакомых со стратегией, утверждают, что она будет самым агрессивным ответом на усиление экономики Китая начиная с 2001 года, когда США поддержали его вступление во Всемирную торговую организацию. Что указывает на ослабление влияния Гари Кона, главы Национального экономического совета в Белом доме, который, по мнению многих, в следующем году покинет администрацию, и на усиление влияния Роберта Лайтхайзера, торгпреда США и ещё одного «ястреба» в администрации.
«Смахивает на презентацию в «Пауэрпойнте», которую сделал Питер Наварро», — сказал один источник, имея в виду провокационного экономиста и автора «Смерти от Китая», который сейчас работает в Белом доме.
Демократы, профсоюзы и другие «ястребы» торговой войны критиковали Трампа за то, что он не выполняет своих угроз, озвученных во время избирательной кампании, и не бросает вызов Китаю. Ожидается, что стратегия национальной безопасности станет следствием спорных расследований в отношении практики, применяемой Китаем в торговле сталью и в сфере интеллектуальной собственности, начатых за последний год. Всё это может привести к введению новых тарифов и санкций против Китая.
Многие из планируемых шагов раскололи бизнес-сообщество США, поскольку многие компании полагаются на импорт в обеспечении цепочек поставок.
Мистер Лайтхайзер, бесцеремонный экономический националист, давно выступает за более жёсткую торговую политику в отношении Китая. Критики обеспокоены тем, что если США надавят слишком сильно, это может спровоцировать торговую войну, которая может иметь разрушительные последствия для американского бизнеса и мировой экономики. Бывшие представители администрации говорят, что обвинение Китая в экономической агрессии и назначение его стратегическим соперником, вероятно, приведёт к тщательно рассчитанному возмездию со стороны Пекина, при этом основная тяжесть любого ответа ляжет на американские компании.
«Озабоченность по поводу экономической политики и практики Китая является серьёзной и реальной, но вопрос заключается в том, какими методами это решать», — сказал Эван Медейрос, бывший советник по делам Азии Барака Обамы, в в настоящее время работающий в Eurasia Group. — Односторонние механизмы обеспечения соблюдения правил этому не помогут. Необходимы системные инструменты, которые формируют экономическую среду вокруг Китая, чтобы изменить его стимулы».
Предлагаемый в стратегии национальной безопасности более агрессивный подход к Китаю происходит в то время, когда администрация Трампа оказывает давление на Пекин, чтобы тот предпринял более решительные действия в отношении Пхеньяна, чтобы заставить Ким Чен Ына отказаться от своей программы ядерного оружия. Администрация рассматривает возможность введения санкций в отношении крупных китайских банков, которые, по их мнению, способствуют торговле и обеспечению финансовых потоков Северной Кореи. До сих пор США ввели санкции только против одного небольшого китайского банка.
Бывший аналитик ЦРУ по Китаю Деннис Уайлдер, работавший ведущим советником по делам Азии у Джорджа У. Буша, сказал, что администрация возьмёт на себя «немалый риск», если введёт санкции против крупных китайских банков.
«Это даст основание тем представителям в китайском руководстве, которые не желают сотрудничать с США в отношении вооружений Северной Кореи, заявить, что Вашингтон неискренен в желании сотрудничать с Китаем для решения ядерной проблемы», — сказал мистер Уайлдер.
Деметри Севастопулос, Шон Доннан
Источник: "ПолиСМИ"
Оригинал публикации: Trump to accuse China of ‘economic aggression’