В Европе живет целое войско исламских радикалов. Небольшая часть из них уже воевала в Ливии, Сирии или Ираке, остальные пока только придерживаются радикальных вглядов. Но кто знает, где находится та грань, перешагнув через которую миролюбивые исламисты превращаются в джихадистов? Британская The Times сообщает, что под наблюдением MI5 находятся 20 тысяч исламистов — граждан Великобритании. Во Франции — 16 тысяч сторонников радикального ислама. При этом, как добавляют активисты Islamic map, в Германии живут 10 тысяч салафитов (ваххабитов) и 20−40 тысяч исламистов. 60−80 тысяч радикалов — это количество сравнимо с армией запрещенного в России «Исламского государства» в лучшие его времена. «Это целое повстанческое движение», — заметили в организации, которая отслеживает радикальных исламистов и документирует их организации в Европе. Мы уже писали о том, как под видом неправительственных правозащитных объединений и на деньги европейских налогоплательщиков и стран Ближнего Востока более 180 исламских организаций продвигают в странах ЕС идеи радикального ислама и создания всемирного «халифата». И, судя по всему, их многолетняя деятельность дает свои плоды.
Остров исламизма
Как пишет The Times, под наблюдением MI5 находятся 20 тысяч исламистов. 3 тысячи джихадистов при этом являются подозреваемыми в делах, которые сейчас расследуются спецслужбами. По данным британского издания, мониторинг за радикалами в Великобритании усилят: будут наблюдать за их передвижением и онлайн-покупками. На такие меры спецслужбы пошли после того, как выяснилось, что участники кровавых терактов в Лондоне в этом году и до этого находились под наблюдением, но оно ничего не дало. Так, Хурам Батт, лидер ячейки, которая организовала наезд на пешеходов на Лондонском мосту и затем резню на рынке в июне, вообще находился под следствием во время теракта, но был отпущен под залог на свободу. «Одинокий волк» Салман Абеди, который подорвал себя у стадиона в Манчестере во время концерта американской поп-звезды Ариана Гранде в мае, до этого ездил в Ливию. Как выяснилось уже потом, он поддерживал связь с местными радикальными исламистам — теми, кто ездил в «Исламское государство» или привлекал туда новых «бойцов».
Генеральный директор MI5 Андрю Паркер заявил, что в 2017 году произошло кардинальное изменение в угрозе исламизма: террористической активности стала больше, она стала более динамичной и ее сложнее определить. По данным главы спецслужбы, ей и полиции удалось остановить 20 заговоров за последние четыре года, включая семь с конца марта.
Такая ситуация с исламским радикализмом на Туманном Альбионе не выглядит удивительной. И дело не только в том, что сторонники «Исламского государства» возвращаются, а его идеологи продолжают активную интернет пропаганду. Великобритания по-прежнему остается местом, где исламистские организации ведут самую активную пропаганду «джихада» среди иммигрантов и их количество самое большое в Европе — 85. По данным The Telegraph, катарский государственный благотворительный фонд Qatar Charity вкладывает миллионы фунтов стерлингов в строительство мечетей в Великобритании и сейчас строит одну из них на севере страны. В то же время исполнительный директор британского отделения фонда Юсеф Аль-Кувари является создаталем сайта Islamweb, на котором в этом году мусульманам запрещали давать присягу, чтобы получить британское гражданство, и предписывали ненавидеть евреев и христиан ради Аллаха.
По данным американского Combating Terrorism Center, в 2015 году 1600 пользователей Twitter — британских сторонников «Исламского государства» — были подписаны на страницу адвокатской организации CAGE. Она описывает свою деятельность как помощь сообществам, пострадавшим от «войны с террором». Один из руководителей организации Моаззам Бегг — бывший террорист, который провел три года в американской тюрьме в Гуантанамо за то, что был членом «Аль-Каиды» и финансировал тренировочные лагеря экстремистов. Известность к организации пришла, когда она встала на защиту боевика «Исламского государства» Джихади Джон (видео его многочисленных кровавых расправ потрясли весь мир). CAGE обвинила власти в том, что после 11 сентября 2001 года Лондон сваливал всю жестокость в мире только на мусульман. При этом директор организации по исследованиям Асим Куреши назвал Джихади Джона прекрасным молодым человеком.
В последние дни CAGE активно выступает против создания в Великобритании алгоритма сбора данных о действиях британцев в соцсетях, чтобы прогнозировать их возможное участие в террористической деятельности в будущем. «Прогнозирование будущей деятельности служит коммерческим и политическим интересам, которые ориентированы на исламофобию», — заявил международный директор CAGE Мухаммад Раббани. С одной стороны, он прав в том, что тотальная слежка недопустима. При этом многочисленные теракты заставляют Лондон действовать и действовать зачастую постфактум — ислам пускает все более глоубокие корни в стране и властям сложно что-то противопоставить многочисленным иммигрантам, большинство из которых не хотят ассимилироваться на новой родине. Сейчас в стране разгорелась дискуссия, стоит ли менять законы о браке, чтобы защитить мусульманских женщин, которые регистрируют под давлением семьи и жениха брак не по светским официальным правилам, а по законам шариата. Они не могут развестись как мужчины, сказав три раза «талак», и обязаны обращаться в неофициальные шариатские суды и после долгой процедуры проверки платить за оформление развода 300−400 фунтов стерлингов. Как сообщает британский телеканал Channel 4, 61% всех браков среди мусульман в Великобритании оформляется по правилам Шариата, но не регистрируется официально. Такие данные журналисты получили, опросив около тысячи мусульманок.
Управление по стандартам образования (Ofsted), тем временем, провело проверку исламских школ в Великобритании и инспекторы были несколько обескуражены их стандартами и литературой, которую они обнаружили. Как пишет The Times, в отдельных учреждениях девочкам с 4 лет разрешали носить хиджаб, а с 9 лет разделяли классы для мальчиков и для девочек. В тоже время на библиотечных полках инспекторы обнаружили такие книги как «Женщины, которые заслуживают ада» и другие тексты, в которых четко определяется жизнь «современной» мусульманки. Кроме того, что женщины не могут отказывать мужьям в сексе, могут покидать дом только с их разрешения и могут быть биты за проступки, в книгах сравниваются, например, «приличные женщины Востока» и «внутренне опустошенные женщины Запада», которые привлекают мужчин и уходят из дома, чтобы проводить бесцельно время в кинотеатрах и кафе.
«Некоторые школы учат изолированному образу жизни и женоненавистнечеству, а правительство никак не реагирует, хотя общество ждет этого», — сказала The Times составитель отчета Ofsted Дейм Луиза Кейси. Она призывает ввести мораторий на открытие новых религиозных школ, пока ситуация не разрешится: «Министерство образования как будто ничего не видит и думает, что Управление по стандартам образования как-то должно это решить!».
Позиционная борьба: толерантность проигрывает
В Германии, по данным Islamic map, сейчас живут 10 тысяч активных салафитов и 20−40 тысяч исламистов. Как сообщает немецкий Spiegel, с прошлого года количество расследований, связанных с терроризмом, увеличилось почти в 4 раза — до 900. Глава уголовной полиции Бремена Даниэль Хенке рассказал изданию, что город стал одним из центров исламизма. По его данным, в Бремене действуют 490 салафитов и появление столь мощной ячейки связано, прежде всего, с тем, что в городе работал исламский культурный центр. Сейчас, по словам Даниэля Хенке, радикалы пытаются привлекать в свои ряды беженцев, но полиции удается предотвращать такие попытки. В то же время главный полицейский Бремена сказал, что из Сирии и Ирака пока возвращаются единицы, но неизвестно, что будет дальше. Координатор ЕС по вопросам борьбы с терроризмом Жиль де Кершов заявил в сентябре, что полторы тысячи европейцев вернулись из «Исламского государства» и еще две с половиной тысячи продолжают «джихад».
В Islamic map предполагают, что самыми опасными могут как раз те стать те, кто еще только собирается вернуться. «Тех, кто вернулся, уже взяли под наблюдение, и настоящую опасность могут представлять исламисты, кто еще не находится в мониторинге. Еще до своего возвращения они могут объединиться с теми, кто уже находится в Европе», — говорят активисты.
В радикальный исламизм уходит в основном молодежь, которая пытается наполнить свою жизнь новым смыслом, и ее вербовка в соцсетях занимает всего несколько недель, замечает глава уголовной полиции Бремена Даниэль Хенке. Он говорит, что сейчас недооценивают роль женщин в «джихаде». Из Германии в Сирию и Ирак уехало около 200 женщин, но немецкие правоохранительные органы не ведут расследования. «А женщины могут играть решающую роль, так как семьи поддерживают террористический механизм, да и сами женщины становятся активными членами организаций», — заявил глава уголовной полиции Бремена, заметив при этом, что в Германии по-прежнему нет стратегии борьбы с исламским радикализмом и этому просто не учат.
365-тысячный Бохум. Как сообщил изданию The Jerusalem post раввин Абрахам Купер, местные евреи перестали носить в общественных местах кипы, чтобы их не опознали и они не подвергались оскорблениям и даже нападениям молодежи из числа мусульманских иммигрантов. Абрахам Купер сказал израильскому СМИ, что еще в 2014 году говорил о проблеме министру юстиции, тот обещал помочь, однако за три года ничего так и не сделали — антисемитизм процветает в мусульманских сообществах.
Знаковым событием для Германии стал отказ суда города Кассель предоставить немецкое гражданство 39-летнему палестинцу, который 21 год живет в стране. Он посещал семинары, основанные «Братьями мусульманами», и постоянно общался с руководящими представителями исламистской организации, несмотря на то, что действия организации считаются неконституционными в Германии. Судьи посчитали, что этого достаточно для того, чтобы отказать палестинцу в гражданстве.
Кстати, в Касселе в середине ноября немецкая полиция задержала одного из шести сирийских беженцев, которых подозревают в том, что они планировали атаку на рынок в Эссене на это Рождество — похожую на ту, которую организовали в Берлине почти год назад. Тогда под колесами грузовика погибли 12 человек.
Решение суда в Касселе знаковое, но его недостаточно, чтобы остановить исламский радикализм в Германии, думают в Islamic map. По данным активистов, в стране по-прежнему действует 24 исламистских организаций. А в немецком издании Berliner Zeitung написали со ссылкой на свои источники, что сейчас немецкую разведслужбу BND беспокоят исламистские тенденции в Боснии. Сам глава службы Бруно Каль описал страну и еще несколько стран, бывших частью Югославии, как слабые государства. Через них идет один из основных маршрутов беженцев в Западную Европу. В то же время в Боснию, например, Саудовская Аравия и другие монархии Персидского залива вкладывают средства, чтобы утвердить там более жесткое ваххабистское учение суннизма. Крупнейшая мечеть на Балканах, Король Фахд, находится в Сараево и контролируется салафитами, отмечает Berliner Zeitung. Кроме того, сотни граждан Боснии и Албании уехали на Ближний Восток, чтобы участвовать в «джихаде».
Реакция же самих европейских стран на распространение радикального ислама зачастую выглядит неадекватной. Например, суд Гааги назвал исламистскоого проповедника Фаваза Джнейда, который был имамом одной из местных мечетей, угрозой национальной безопасности и запретил ему… посещать отдельные районы города.
«Тем временем исламский экстремизм в Нидерландах трансформировался из феномена „виртуально видимый“ в открытое и масштабное движение с участием тысяч симпатиков», — в Islamic map насчитали уже 13 исламистских организаций, которые имеют связи с «Братьями мусульманами».
Имя им — «легион»
Всего актвисты Islamic map зафиксировали уже 237 общественных организаций, которые под видом неправительственных правозащитных объединений и на деньги европейских налогоплательщиков продвигают в странах ЕС идеи радикального ислама и создания всемирного «халифата». Еще полгода назад их количество едва превышало 180.
«Резкий рост количества исламистских организаций связан с увеличением количества исламистов в Европе. Также свою роль сыграло и увеличение финансирования исламистских организаций такими странами как Турция», — объясняют активисты Islamic map.
Американский институт Pew Research Center сделал прогноз о том, какую долю в населении европейских стран могут занять мусульмане к 2050 году. При нулевой миграции ученые оценивают рост до 7,4% от общего числа жителей. В случае же высокого потока беженцев в Pew Research Center считают, что мусульман в странах ЕС будет уже через 33 года 14%.
«К 2050 году мусульманское население Европы может увеличиться втрое. Большинство организованных исламских организаций в Европе связаны с „Братьями мусульманами“. Поэтому так важно снизить их влияние», — считают в Islamic map. Активисты предполагают, что «Братья мусульмане» и другие исламистские движения напрямую не связаны с боевиками-джихадистами, но создают основу для радикального ислама. «Под лозунгами борьбы с исламофобией и за права человека они проводят политику противопоставления меньшинства большинству, распространяют идею господства Ислама и придерживаются стратегии преследования. Сейчас европейские власти меняют свое отношение к исламистам, в некоторых странах ситуация улучшается, по конкретным исламистским организациям проводятся расследования, правительства пытаются определить „умеренные“ группы. Однако контртеррористическим агентствам и разведслужбам не хватает средств и политической воли властей, чтобы эффективно сломить исламистов. Главная причина — политкорректность и возможное нарушение прав человека», — говорят в Islamic map и полагают, что ситуация может измениться, если в Европе произойдет еще несколько серьезных терактов.
За последнюю неделю европейские спецслужбы предотвратили два из них. Плюс один бунт. В Великобритании в конце ноября заявили, что задержали двух молодых мужчин, которые под влиянием «Исламского государства» планировали теракты в Лондоне и Бирмингеме. В Потсдаме 1 декабря у рождественской ярмарки обнаружили пакет со взрывчатым веществом. В немецкой полиции пока не сообщили, является ли находка бомбой или ее муляжом. В Австрии же тюремный имам, как оказалось, подстрекал мусульман-заключенных против охраны и планировал бунт.
«Европейские правительства до сих пор гонятся за иллюзией, что им удастся дерадикализировать исламистов, хотя сделать это им действительно не удается. Вместо дерадикализации им необходимо заняться предотвращением экстремизма», считают активисты Islamic map.
В принципе, это необходимо было делать еще раньше. Еще в 1999 году лидер «Братьев мусульман» Юсуф Карадави заявил в одном из телеинтервью: «Константинополь покорили, а вот вторая часть пророчества, покорение Рима, пока не осуществилась. Это значит, что ислам вернется в Европу. И это покорение будет покорением с помощью идей и проповедования. Сабли не нужны. Мы сможем покорить европейские страны без военных армий. Нам нужны армии проповедников и учителей».
Источник: "EurAsiaDaily "