Его результаты будут иметь серьёзные последствия для экономической и политической безопасности в Азии
Президент США Д.Трамп 3 ноября отправился в первое азиатское турне, в ходе которого – визиты в Японию, Южную Корею, Китай, Вьетнам и Филиппины, а также участие в саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), в форуме Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и в Восточно-Азиатском саммите (ВАС). Следует заметить, что вплоть до самого отъезда Д.Трампа его участие в ВАС в программе турне не значилось. Некоторые обозреватели поспешили расценить это как демонстрацию Вашингтоном своего реального отношения к АСЕАН и нежелание участвовать в делах этого региона, к которому растёт интерес Китая.
Очевидно, что турне, осуществляемое с целью продвижения интересов США в Азии, будет находиться в фокусе внимания всех ведущих мировых СМИ. Ведь Д.Трамп посетит три из пяти региональных союзников Вашингтона, две крупнейшие экономики Азии, три из шести ведущих торговых партнёров США, проведёт три региональные встречи на высшем уровне.
В ходе встреч и переговоров в качестве ключевых ожидается обсуждение вопросов двусторонних торговых отношений США со странами Азии в связи с выходом из Транстихоокеанского партнёрства и экономическим планом президента по возвращению рабочих мест и инвестиций из Азии обратно в США. Не менее важная тема турне – проблема денуклеаризации Корейского полуострова. Д.Трамп попытается договориться с азиатскими лидерами об усилении дипломатического и экономического давления на КНДР.
Предполагается, что президент станет продвигать озвученный ранее госсекретарем США Рексом Тиллерсоном курс на создание «открытого и свободного Индо-Тихоокеанского региона» в качестве противовеса растущему китайскому влиянию в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях и в Индийском океане. В его основе лежит предложенная премьер-министром Японии Синдзо Абэ концепция «Бриллиант безопасности», предусматривающая углубление сотрудничества Японии, США, Индии и Австралии для защиты их морских интересов на пространстве от Индийского океана до запада Атлантического океана.
Политика США на азиатском направлении в окончательном виде до сих пор так и не сформулирована. Но заявления Д.Трампа о том, что США следует сосредоточиться на решении внутренних проблем, а также выход Вашингтона из Транстихоокеанского партнёрства, являющегося одним из важнейших элементов американской стратегии «Pivot to Asia» («Разворот в Азию») предыдущей администрации, повысили региональную неопределённость и породили у многих азиатских лидеров вопрос, не пора ли готовиться к возможному ослаблению американского присутствия в регионе. Нынешнее турне американского президента призвано продемонстрировать, что США по-прежнему уделяют региону большое внимание и привержены своим давним союзникам и партнёрам.
Пятого ноября во время визита в Японию американский президент встречался с премьер-министром Синдзо Абэ, был принят императорской четой, а затем встретился с семьями японцев, которые в 1970–1980-е годы были похищены северокорейскими агентами. Также состоялся японо-американский саммит, на котором стороны всесторонне обсудили северокорейскую проблему, дальнейшее развитие отношений в связке Японии, Южной Кореи и США, а также проблемы двусторонней торговли. Трамп намерен заключить с Японией двустороннее соглашение о свободной торговле, детали которого уже обсуждались в феврале 2017 года на предыдущем саммите в Вашингтоне, однако нерешённой проблемой остаётся несбалансированность взаимной торговли из-за торгового дефицита США.
США поддерживают Японию в вопросе её территориального спора с Китаем по поводу суверенитета островов Сенкаку/Дяоюйдао. Согласно действующему договору о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности обязательство Вашингтона защищать Токио распространяется и на данные острова. Со своей стороны, премьер Синдзо Абэ поддержал позицию США о допустимости всех мер воздействия на Северную Корею, не исключая и военных действий. В ходе переговоров Япония обещала расширить односторонние санкции против КНДР, а США – увеличить поставки современных вооружений, которые позволят сбивать ракеты КНДР.
Шестого ноября американский лидер прибыл в Южную Корею, где по мнению обозревателей особую важность представляют его переговоры с президентом Республики Корея Мун Чжэ Ином, посещение военного кладбища в Сеуле и встреча с местными парламентариями. Вероятнее всего, в своём выступлении в Национальном собрании, Трамп остановится на позитивной роли союза Вашингтона и Сеула и призовёт международное сообщество усилить давление на Северную Корею. Мун Чжэ Ин согласен с Д.Трампом в том, что сейчас не время вести переговоры с Пхеньяном на высшем уровне, и тем не менее выступает против любых односторонних военных действий со стороны США без предварительного согласования их с Сеулом. Ожидается, что в ходе контактов Д.Трамп также поднимет вопрос о необходимости пересмотра американо-корейского соглашения о свободной торговле (KORUS).
Чтобы не обострять и так накалившуюся региональную ситуацию и не провоцировать КНДР на новые ракетные пуски, было принято решение не посещать демилитаризованную зону между Южной Кореей и КНДР – местную достопримечательность, которую обычно демонстрируют иностранным гостям.
Восьмого ноября стартует визит президента США в КНР, который, как и в Южную Корею, будет носить статус государственного. Предполагается, что в ходе визита центральное место займут экономические вопросы, в частности дисбаланс в двусторонней торговле. Наблюдатели считают, что между странами будет также заключено много инвестиционных соглашений.
Не менее важна для Д.Трампа политическая повестка переговоров о ситуации вокруг Северной Кореи и роли Пекина в её урегулировании. По мнению Вашингтона, Китай не полностью соблюдает резолюции ООН по ужесточению санкций в отношении Пхеньяна, подрывая тем самым усилия международного сообщества, и Д.Трамп намерен призвать КНР приложить больше усилий по их выполнению. Однако китайская сторона скорее всего будет продвигать своё предложение о «двойном замораживании», которое никак не устраивает Вашингтон.
Следующим пунктом турне президента США станет Вьетнам. Д.Трамп 10 ноября примет участие в саммите АТЭС в Дананге, на котором, как ожидается, он поделится американским взглядом на «свободное» будущее региона и обеспечение его безопасности. Превращение КНР де-факто во вторую глобальную державу Вашингтон рассматривает как вызов ключевым интересам США в АТР. На полях саммита запланирована встреча президента России В.Путина с Д.Трампом.
Одиннадцатого ноября в Ханое президент США в рамках официального визита проведёт встречу с президентом Вьетнама Чан Дай Куангом. Ожидается, что стороны обсудят северокорейский вопрос и подпишут декларацию о дальнейшем сотрудничестве. Поскольку американо-вьетнамские отношения в последние годы активно развиваются, Д.Трамп постарается закрепить положительную динамику и направить переговоры на стимулирование экономического сотрудничества и безопасности, в том числе в связи с территориальным спором между Вьетнамом и Китаем по поводу архипелага Спратли в Южно-Китайском море.
Завершится турне на Филиппинах, где на 12–14 ноября запланировано участие Д.Трампа в мероприятиях к 50-летию образования Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), а также в Восточно-Азиатском саммите. Будет проведена встреча Д.Трампа с президентом Филиппин Родриго Дутерте. В недавнем прошлом отмечалось ухудшение отношений между странами, поскольку предыдущий президент США Б.Обама критиковал Дутерте за использование радикальных методов борьбы с наркоторговлей на Филиппинах, а Дутерте в ответ даже грозился закрыть все американские базы на территории страны. В настоящее время, после того как Д.Трамп в мае похвалил филиппинского лидера за то, что он сумел «потрясающе» справиться с проблемой наркотиков, между президентами двух стран, как заявили в Белом доме, поддерживаются тёплые отношения. Проблема наркотиков актуальна и для Америки, в октябре президент объявил чрезвычайное положение в связи с опиоидной эпидемией.
Ожидается обсуждение северокорейского кризиса, а также ситуации в филиппинском городе Марави, который был захвачен и удерживался почти полгода местными боевиками, присягнувшими на верность террористической группировке ИГИЛ. США оказали поддержку филиппинским вооружённым силам в освобождении города, используя самолёты-разведчики и продемонстрировав тем самым действенность заключённого в 2014 году соглашения о сотрудничестве в области обороны между США и Филиппинами. В результате министр обороны Филиппин объявил о возвращении в 2018 году к прежнему графику двусторонних военных учений «Баликатан», масштаб которых был значительно ограничен Дутерте в 2017 году.
По прогнозам специалистов, результаты азиатского турне Д.Трампа и достигнутые в его ходе решения в области международной торговли будут иметь серьёзные последствия для экономической и политической безопасности в Азии. Выход США из Транстихоокеанского партнёрства уже продемонстрировал намерения Вашингтона отказаться от нового либерального международного экономического порядка и ориентироваться на отношения двустороннего формата, принимая при этом протекционистские меры. Изменятся ли эти намерения в результате турне Д.Трампа, увидим уже очень скоро.
Ирина Николаевна Комиссина
Источник: "РИСИ"