В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Китай взял курс на создание «мозговых центров» со своей спецификой

К 2020 году в КНР планируют открыть до 100 «высококачественных национальных аналитических центров»

В настоящее время китайское правительство планомерно строит целостную систему аналитических научных организаций, которые должны не только своевременно реагировать на новые вызовы, с которыми государство сталкивается в ходе проводимых в стране реформ и на международной арене, но также быть готовыми при необходимости экспортировать выдвигаемые ими идеи.

Началом реализации этой стратегии следует считать состоявшийся в ноябре 2012 года XVIII съезд Коммунистической партии Китая (КПК), на котором «мягкая сила» была признана в качестве неотъемлемого элемента внешней политики и объявлены планы по построению «мозговых центров» с китайской спецификой. В апреле 2013 года председатель КНР Си Цзиньпин призвал активнее создавать в стране МЦ нового типа, мобилизованные поддерживать государственную политику и способствовать росту международного влияния Китая.

Как отмечалось на заседании Политбюро ЦК КПК в январе 2015 года, «ситуация на международной арене быстро меняется, наблюдаются прогнозируемые и непрогнозируемые угрозы и вызовы безопасности, поэтому надо делать перспективные прогнозы, чтобы заранее принимать необходимые меры». В связи с этим правительство страны выдвинуло новую концепцию, которая нашла своё отражение в документе «Мнения по укреплению строительства новых «мозговых центров» с китайской спецификой», подготовленном ЦК КПК и канцелярией Госсовета КНР и опубликованном 1 января 2015 года. Как следует из документа, к 2020 году в стране планируют создать от 50 до 100 «высококачественных национальных аналитических центров», должных заниматься разработкой инновационных предложений в различных областях на краткосрочную и долгосрочную перспективу, консультировать правительство, и в качестве инструмента «мягкой силы» способствовать повышению международного авторитета Китая.

Причем после публикации документа в стране заметно ускорилось создание таких научно-исследовательских центров. В частности, еще в 2013 году при Фуданьском университете был создан Центр изучения китайской модели развития – первый центр в мире, уже в названии которого содержится данное словосочетание.

При Институте международных отношений Пекинского университета в 2014 году появился Государственный центр по изучению «мягкой силы» в сфере культуры. Новая исследовательская организация стала заниматься распространением знаний о китайской культуре и национальных ценностях, а также целенаправленно работать над созданием позитивного международного имиджа страны. Усиление «мягкой силы» в сфере культуры, по мнению министра культуры КНР Цай У, позволит «создать благоприятный внешний климат для переживающего мирный подъём Китая». При Шанхайской академии общественных наук уже работает Центр изучения «мозговых центров».

В соответствии с «Мнениями по укреплению строительства новых «мозговых центров» с китайской спецификой», приоритетное внимание в стране уделяется созданию аналитических центров при университетах. Чтобы ускорить этот процесс, в 2014 году при Шанхайском университете был открыт Исследовательский центр индустрии «мозговых центров», деятельность которого направлена на содействие развитию страны в целом и города Шанхая в частности. В нем занимаются изучением глобальных проблем современности, межнациональными отношениями и национальной стратегией развития, а его специалисты участвуют в международном научном обмене, издают печатную продукцию, тем самым внося вклад в формулирование и принятие политических решений.

Непростая ситуация сложилась в Южно-Китайском море (ЮКМ), на острова и атоллы которого предъявляют претензии сразу несколько стран. Её кульминацией стало обращение Филиппин весной 2014 году в Постоянную палату третейского суда в Гааге (Международный арбитражный суд) с просьбой признать незаконными притязания Китая на значительную часть Южно-Китайского моря (около 90%). В результате руководство КНР столкнулось с необходимостью углублять исследования по вопросам, связанным с ЮКМ. Стало ясно, что обоснование китайских территориальных претензий нуждается в достоверной и убедительной научной базе.

Шагом в этом направлении явилось, в частности, создание в 2014 году при Нанкинском университете Совместного инновационного центра изучения ЮКМ, который должен не только заниматься фундаментальными исследованиями, но и «реагировать на стратегические потребности страны». Его главная задача – развитие морской стратегии и контрмеры по возможным морским спорам. Центр призван стать ведущим органом страны по выработке политики в ЮКМ, диалоговой площадкой для международного общения и учебным центром для талантливых учёных, специализирующихся на морской тематике. По замыслу руководства, он предназначен для обеспечения интеллектуальной поддержки процесса развития «морской силы» Китая (по аналогии с «мягкой силой»).

Исследованиями по этой проблеме стал заниматься и Центр по изучению Южно-Китайского моря «Китай – Юго-Восточная Азия», созданный по инициативе Национального института изучения Южно-Китайского моря при участии Центра стратегических и международных исследований Индонезии весной 2016 года в Хайкоу. Это – новая модель сотрудничества по морским вопросам между странами региона. Его цель – «усилить голос справедливости и распространять общие чаяния региональных стран по сохранению мира и стабильности в Южно-Китайском море».

Весной 2015 года начал работу китайско-пакистанский институт Research and Development International (RANDI), занимающийся исследованиями для реализации двустороннего проекта, известного как «Экономический коридор Китай – Пакистан». Этот проект имеет решающее значение для китайской инициативы «Один пояс – один путь», поскольку должен объединить морской и сухопутный Шёлковые пути. Соединив Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая с Аравийским морем, он создаст 3000-километровый сухопутный транспортный коридор до Гвадара через контролируемую Пакистаном часть Кашмира. В результате порт Гвадар будет связан железнодорожным и автомобильным транспортом с китайским городом Кашгар. Нефть из порта начнут транспортировать по трубопроводу в Западный Китай, что позволит Пекину сократить маршрут доставки экспортируемой из стран Ближнего Востока и Африки нефти на четверть. Коридор должен начать работу в 2020 году.

В контексте сложной современной международной обстановки в июле 2015 года было объявлено о создании первого в Китае исследовательского центра в области национальной безопасности (CNSSC) при Университете национальной обороны Народно-освободительной армии Китая (НОАК) – ведущем вузе страны в области военного образования. Этот центр призван заниматься консультированием и выработкой рекомендаций для Коммунистической партии Китая, Центрального комитета КПК и Центральной военной комиссии по важнейшим вызовам безопасности, с которыми сталкивается страна.

В августе 2015 года при Китайском институте международных исследований при МИД КНР начал свою работу Центр сотрудничества Китай – Азия – Африка, призванный стимулировать взаимодействие между тремя сторонами. Такая инициатива была предложена председателем КНР Си Цзиньпином в ходе Азиатско-африканского саммита, проходившего в Индонезии.

В начале 2016 года в Пекине открылась Академия социальной защиты Чжунминь, «мозговой центр» при Министерстве гражданской администрации КНР, которая стала заниматься научными исследованиями по проблемам социальной защиты населения, включая искоренение бедности и социальное инвестирование в дома престарелых в сельской местности. В настоящее время в Китае активизирована работа по совершенствованию национальной системы социальной помощи. По состоянию на 2015 год, 6,6 млн человек включены в программу получателей государственной помощи, гарантирующей минимальный прожиточный уровень городским и сельским жителям. Поскольку Китай нуждается в улучшении исследований в этой области, академия послужит платформой для общения и сотрудничества всех заинтересованных сторон, а также будет готовить специалистов в сфере соцзащиты.

Сегодня Китай реализует крупнейшую в истории страны экономическую инициативу «Один пояс – один путь», выдвинутую в 2013 году председателем КНР Си Цзиньпином. В изучении связанных с ней проблем принимает участие Центр по изучению инициативы «Одни пояс – один путь», созданный в марте 2016 года в Пекине. Руководство его деятельностью осуществляет канцелярия Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК), а соучредителями выступили Банк развития Китая, Университет Цинхуа и Фонд Шёлкового пути. Центр «заточен» на стратегические разработки, выработку политических предложений, формирование общественного мнения и публичную дипломатию.

В текущий период перед Китаем стоит непростая задача построения новой социалистической рыночной экономической системы на основе органичного сочетания достаточно полярных понятий – социализма и рыночной экономики. Дать научное обоснование этому процессу предстоит социалистической политэкономии с китайской спецификой, развитию которой в последнее время председатель КНР Си Цзиньпин уделяет приоритетное внимание. Он призвал учёных объяснять новые особенности и новые законы функционирования экономики, исходя из китайской практики экономического развития, систематизировать полученный практический опыт для разработки теоретической научной базы, тем самым развивая марксистскую политэкономию современного Китая. В этих целях в августе 2016 года в Пекине при Китайской академии общественных наук (КАОН) создан Центр инноваций современной марксистской политэкономии с китайской спецификой. Курирует его работу Институт экономики КАОН, являющийся ведущим интеллектуальным центром марксистской экономики в академическом сообществе Китая. В формировании Центра участвовали также 7 академических институтов, включая институты философии и истории. Это первая в стране организация, специализирующаяся в данной области.

Центр занимается изучением новых методов применения марксистской политэкономии для решения насущных проблем экономического и социального развития, с которыми сейчас сталкивается страна, в том числе развитие социализма с китайской спецификой; теоретическая база, закладывающая фундамент нового общества; проблемы общества среднего класса; плановое и/или рыночное распределения ресурсов; эффективная интеграция общественной и частной собственности; проблемы управления спросом и предложением и пр.

Создание Центра знаменует собой продолжение поиска китайского пути развития и усилий по адаптации иностранных учений к специфическим условиям Китая, в данном случае привнесения инноваций в классическую марксистскую политэкономию.

В конце 2016 года в Шанхае учреждён новый тип правового аналитического центра провинциального уровня – Shanghai Judicial Think Tank Institute. По словам вице-президента Верховного народного суда Китая (ВНСК) Чжан Шуюаня, подобные организации будут содействовать формированию «мягкой силы» национальной системы управления Китая. При этом современный управленческий потенциал будет играть возрастающую роль в правовом строительстве. Новый Центр должен обеспечивать верховенство закона с китайской спецификой. Накопленный в институте опыт будет в дальнейшем широко применяться в практике создания подобных правовых организаций.

Превращение Китая в ведущего субъекта мировой политики и глобальной экономики диктует необходимость постепенного совершенствования механизма научного сопровождения принимаемых в Пекине инициатив и решений. Создание сети разноплановых научных центров в стране и за рубежом призвано наилучшим образом содействовать китайским реформам и набирающей силу активности КНР в международных делах.

Ирина Николаевна Комиссина
Источник: "РИСИ "


Литература

1. Silvia Menegazzi What’s the matter with Chinese Think Tanks? June 15, 2016, https://cpianalysis.org/2016/06/15/whats-the-matter-with-chinese-think-tanks/
2. Shannon Tiezzi Through Think Tanks // The Diplomat, January 22, 2015, http://thediplomat.com/authors/shannon-tiezzi/263
3. Yojana Sharma Chinese Universities Ordered to Do More to Help Inform Government Policies // The Chronicle, March 26, 2014, http://www.chronicle.com/article/chinese-universities-ordered/145555
4. Shannon Tiezzi China’s Academic Battle for the South China Sea // The Diplomat, February 25, 2014 http://thediplomat.com/2014/02/chinas-academic-battle-for-the-south-china-sea/
5. Luo Wangshu China New think tank for social protection launched // China Daily, 2016-01-12, http://www.chinadaily.com.cn/china/2016-01/11/content_23032202.htm /
6. Jiang Xingguang China holds seminar on new type of judicial think tank // China Daily, 2016-12-16, http://english.court.gov.cn/2016-12/16/ content_27692247.htm
7. В Пекине открылся Центр сотрудничества Китай-Азия-Африка, 2015-08-20, http://russian.dbw.cn/system/2015/08/20/001009763.shtml

 Тематики 
  1. Китай   (650)