Ещё в 1999 году Германия, Дания и Польша инициировали создание интернационального корпуса «Северо-Восток» (Multinational Korps Nord-Ost) со штаб-квартирой в польском Щецине. Корпус предназначался для ведения боевых действий на территории Прибалтики и Калининградской области России. Военнослужащие корпуса неоднократно принимали участие в боевых действиях в Афганистане.
С началом украинского кризиса Польша, граничащая одновременно с Украиной и Россией, приобрела для НАТО особенное значение, следствием чего стало подписание в 2014 году министром обороны Германии Урсулой фон дер Ляйен и тогдашним главой Министерства обороны Польши Томашем Семоняком, представителем партии «Гражданская платформа» (ГП), соглашения об интенсификации военного сотрудничества.
ГП традиционно придерживается прогерманского курса, в то время как её главный оппонент партия «Право и справедливость» (ПиС) во главе с Ярославом Качинским ориентируется на США. В 2015 г. ставленник ПиС Анджей Дуда выиграл президентские выборы, и военное сотрудничество с Берлином замедлилось.
Однако в июне 2016 года Варшава вновь переходит к активному взаимодействию с правительством Ангелы Меркель. Уже достигнута договорённость об обучении немецкими инструкторами польских офицерских кадров и польских снайперов, а также о формировании совместного польско-немецкого подразделения, которое с 2021 г. сможет принимать участие в боевых действиях.
Берлин намерен передать полякам подводные лодки класса 212А, подводный флот Войска Польского привязывается к командной системе ВМС Германии.
Германские танки «Леопард II» остаются главным вооружением танковых частей Войска Польского (250 шт.). Немецкая фирма Rheinmetall учредила филиал в Польше (Rheinmetall Defence Polska) и приступает к модернизации 128 польских «Леопардов». Немецкая компания Jenoptik будет модернизировать оптико-электронные элементы систем вооружения Войска Польского. Общая сумма двусторонних контрактов – более ?230 млн.
Задача польско-германского подразделения как части корпуса «Северо-Восток» – поддержка усиленных передовых подразделений НАТО (Force Integration Units) в составе 40 тыс. военнослужащих на восточном фланге. Командные пункты этих подразделений дислоцируются в Быдгоще (Польша), Софии (Болгария), Секешфехерваре (Венгрия), Братиславе (Словакия), Бухаресте (Румыни), Риге (Латвия), Вильнюсе (Литва) и Таллинне (Эстония). Их задача – обеспечить ввод в бой 40-тысячную группировку в течение 48 часов согласно плану НАТО по «сдерживанию» России (Readiness Action Plan).
Сотрудничество проамериканской партии ПиС с Германией не отменяет её проамериканизма. Польша стремится к контролю над Балтикой и выступает против присутствия там военно-морских сил России и тем более их участия в совместных учениях с ВМФ КНР «Морское взаимодействие-2017». Речь идёт о попытке выдавить российский флот с Балтики. В одиночку с такой задачей Варшаве не справиться. Ей нужны союзники, и таким союзником у Польши стала Германия. Во-первых, Балтика – регион традиционных интересов немецкого военно-морского флота; во-вторых, в феврале 2017 г. администрация Трампа призвала Европу, особенно Германию, разделить бремя расходов на оборону на восточном фланге НАТО.
Урсула фон дер Ляйен пообещала Вашингтону поднять расходы на оборону до 2% ВВП только к 2025 году. «Раз не могут сейчас выделить 2% ВВП на оборону, пусть делают хоть что-то», – решили в Вашингтоне и поддержали желание Берлина быть активнее на восточном фланге.
Вашингтону остаётся лишь наблюдать за активностью Германии, чтобы она не перешла негласную черту, поставив под сомнение лидерство США в континентальной Европе. Для этого и пригодится Польша как троянский конь США в Европе. Как одна из половин проекта польско-германского сотрудничества Польша не позволит этому проекту в чем-то ущемить европейские интересы Вашингтона.
Сама Польша в таком случае ничего не теряет. Она сохраняет связи с США, будучи одной из немногих стран НАТО, тратящих на оборону 2% ВВП, как требовал Трамп, и одновременно углубляет сотрудничество с Германией, безусловным лидером Европейского союза.
С опорой на Германию Варшава вполне может усилить своё присутствие в Балтийском регионе. Стратегическая концепция морской безопасности Республики Польша определяет Балтику как зону стратегических интересов Варшавы, как и соседние моря (Северное, Норвежское и т. д.), а также прилегающую акваторию Атлантики.
Контроль над Балтикой для Польши – необходимое условие успешной реализации Инициативы трёх морей (Троеморье), которая впервые была представлена президентом Польши Анджеем Дудой в августе 2016 года. Данная инициатива предусматривает переориентацию энергетических рынков стран Восточной Европы с российских энергоресурсов на американские.
Военно-политическое сотрудничество со странами, расположенными в регионе Троеморья (между Адриатикой, Балтикой и Чёрным морем), является неотъемлемой частью этого проекта. Ведь сложно строить какие-то проекты на Балтике, если там присутствует кто-то, кроме тебя и твоих союзников.
Именно в таком совокупном контексте следует рассматривать углубленное военное сотрудничество Варшавы и Берлина.
Владислав Гулевич
Источник: "Фонд стратегической культуры"