В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Американские неоконсерваторы и администрация Д.Трампа

Ключевой признак неоконсерватизма США – использование силы во имя утверждения американских ценностей

Изменение внешнеполитической риторики президента США Д.Трампа по сравнению с предвыборными обещаниями объясняется серьезным влиянием на выработку им внешнеполитического курса со стороны неоконсерваторов.

Неоконсерваторы как политическая и межпартийная группа сложилась в годы холодной войны. Внешнеполитическая концепция неоконсерватизма основывалась на утверждении глобального американского лидерства, следовании ценностной парадигме внешней политики, согласно которой США повсеместно навязывали идеалы либеральной демократии, реализуя стратегию «унилатеризма» (односторонности) в достижении глобальных целей; активно осуществляли политику переформатирования Большого Ближнего Востока. Использование силы во имя утверждения американских ценностей – ключевой признак американского неоконсерватизма.

Апогей влияния неоконсерваторов пришелся на республиканское правление Дж. Буша-младшего. Неоконсервативный курс по сути реализовывался во второй период президентства Б.Обамы.

Избрание Д.Трампа президентом США, провозгласившим во время избирательной кампании курс, ориентированный на отказ от вмешательства во внутренние дела суверенных государств и улучшение отношений с Россией, вызвало негативную реакцию неоконсервативных кругов. Публичной политической акцией неоконсерваторов стала публикация в марте 2016 года открытого письма, адресованного американскому обществу с критикой Д.Трампа. Авторы письма, ведущие теоретики неоконсерватизма, манифестировали цель недопущения Д.Трампа к власти.

Процесс Сенатских слушаний по утверждению команды Д.Трампа (февраль-апрель 2017 года) наглядно показал, что Конгресс полностью находится под контролем неоконсерваторов. При утверждении членов администрации Д.Трампа сенатские комитеты настояли на удалении из команды президента М.Флинна, сторонника улучшения отношений с Россией. В то же самое время неоконсерваторы из бывшей администрации Буша-младшего, экс-госсекретарь К.Райс и экс-министр обороны Р.Гейтс, активно поддержали кандидатуру Р.Тиллерсона на пост госсекретаря США. А министр обороны Дж.Мэттис и советник по национальной безопасности Г.Макмастер имеют тесные неформальные контакты с ведущими неоконсерваторами команды Дж.Буша-младшего П.Вулфовицем и В.Кристолом. Кадровую основу администрации Д.Трампа составили помощники и служащие из администрации Дж.Буша-младшего. Зять главы Белого дома Дж.Кушнер идейно-политически близок неоконсерваторам в своей защите интересов Израиля.

Влияние неоконсерваторов по вопросу выработки внешней политики США проявляется в деятельности многочисленных «фабрик мысли», обеспечивающих кадровый ресурс власти и экспертную оценку внешнеполитических решений. Особенное место в системе мозговых центров занимает Американский институт предпринимательства (АИП).

Бывший при Буше-младшем представителем США в ООН Дж.Болтон – эксперт, старший научный сотрудник АИП, сначала рассматривался в качестве претендента на пост госсекретаря, а позднее – советника по Национальной безопасности. Однако впоследствии его кандидатура была отклонена. Для продвижения своих людей во властные структуры с целью возвращения к идеалам Р.Рейгана – «Мир через силу» – он создал организацию (JohnBoltonpac). Среди продвигаемых им кандидатур фигурируют такие персоны, как Джон Маккейн, Лиз Чейни (дочь Дика Чейни), Марко Рубио (чей предвыборный слоган «A New American Century» очень схож с названием существовавшей ранее «фабрики мысли» – «A Project for a new American Сentury», созданной неоконсерваторами-теоретиками В.Кристолом и Р.Каганом). Неформальная сеть неоконсервативных организаций представляет собой развитую инфраструктуру давления на американские институты власти.

Анализ стодневной деятельности Д.Трампа на посту президента США показывает, что Трамп во внешней политике следует неоконсервативной «повестке». Она проявляется в росте военных расходов и в использовании фактора военной силы. Как известно, Д.Трамп решительно выступил за наращивание расходов военного бюджета и модернизацию армии. Неоконсервативный Конгресс поддерживает его в этом начинании. Неоконсервативный сенатор Л.Грэм поддержал ракетный удар по правительственным войскам в Сирии и намерение Д.Трампа силовым способом разрешить ракетно-ядерную проблему КНДР.

Политика Д.Трампа стала предметом широкой дискуссии в неоконсервативных кругах, которая ведется на страницах американских «Вашингтон Пост» и «Нью-Йорк Таймс». Бывший президент Всемирного банка, а ныне приглашенный ученый АИП П.Вулфовиц надеется на разворот Д.Трампа против России и на сохранение «ценностной» неоконсервативной внешней политики, направленной на силовое утверждение идеалов либеральной демократии. Также поддерживает курс Д.Трампа известный в американской элите политический обозреватель и публицист Ч.Краутхаммер. В то же время военный стратег М.Бут подчеркивает некомпетентность Д.Трампа и вменяет ему в вину симпатии к России и президенту В.Путину.

Курс неоконсерваторов по отношению к внешней политике Д.Трампа будет определяться степенью ее соответствия неоконсервативным ценностям. Полный контроль неоконсерваторов над Конгрессом, над администрацией президента, наличие могущественных лоббистских структур в лице «фабрик мысли» не дают оснований для надежд на быстрое улучшение американо-российских отношений в среднесрочной перспективе.


Константин Владимирович Блохин, кандидат исторических наук
Источник: "РИСИ"


 Тематики 
  1. США   (973)