Израиль сделал Соединённым Штатам предложение по Ближнему Востоку в надежде, что оно заинтересует новую американскую администрацию. Идея израильских властей охватывает несколько вопросов. В их эпицентре находятся Сирия и вытеснение из этой арабской республики Ирана.
Профильным разработчиком проекта упоминается министерство транспорта и разведки Израиля во главе с Исраэлем Кацем. Хотя нет сомнений в том, что предложение готовилось сразу несколькими ведомствами и получило одобрение высшего политического руководства страны. Министр Кац представил план американским партнёрам на прошлой неделе, во время своего визита в США. Как стало известно ведущим израильским изданиям, предложение включает пять основных политических пунктов, к которым добавляется идея создания сквозной железнодорожной транспортной магистрали в ближневосточном регионе.
Вашингтону предлагается заключить с Тель-Авивом меморандум о принципах действий двух союзников в Сирии и вокруг неё. Первым пунктом документа идёт признание Соединёнными Штатами израильского суверенитета над Голанскими высотами, оккупированными по итогам «шестидневной войны» 1967 года. Эта территория общей площадью около 1200 кв. км все прошедшие 50 лет формально продолжает оставаться за Сирией. Восстановление юрисдикции и реального контроля Дамаска над Голанами после 1967 года выступало одним из общеарабских требований к Израилю. После 2011 года, начала гражданской войны в Сирии, степень солидарности в рамках Лиги арабских государств вокруг вопроса Голан стала неуклонно убывать.
К сегодняшнему дню такие ключевые силы арабского мира, как Саудовская Аравия и Египет, индифферентно относятся к необходимости возвращения ситуации на восточных границах Израиля к 1967 году. Тем более, когда на подступах к Голанам заметно укрепились позиции проиранских группировок во главе с ливанской «Хизбаллой». Пусть лучше высоты остаются за Израилем, чем там будут присутствовать ливанские шииты и иранские военные, считают в арабских монархиях Персидского залива. Напомним, арабы Залива признали «Хизбаллу» в марте 2016 года «террористической организацией».
Официальное признание Вашингтоном района Голан за Израилем даст ему особые преимущества, прежде всего, в вопросе нанесения ударов по позициям «Хизбаллы» на сирийской территории, примыкающей к спорным высотам. Все последние месяцы приграничные к Израилю сирийские районы, административно входящие в провинции Кунейтра и Дамаск, находятся в объективе израильской авиации. Она наносит периодические удары по объектам и конвоям отрядов «Хизбаллы», которые, по данным военной разведки Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) могут быть задействованы в поставках оружия из Сирии в Ливан. Последним примером воздушного рейда на базу правительственных войск под Дамаском стал удар «неустановленной авиации» в районе международного аэропорта сирийской столицы. Симптоматично, что атака ВВС Израиля по срокам совпала с визитом министра Каца в США. Спустя считанные часы после удара в ночь на 27 апреля руководитель израильского транспортного и разведывательного ведомства заявил, что «подобные удары совместимы с политикой Израиля (в Сирии)».
Правительство Биньямина Нетаньяху полагает текущий момент наиболее подходящим для поднятия вопроса о признании американцами реальности на восточных рубежах еврейского государства. В Белый дом пришёл человек, испытывающий к израильтянам нескрываемые симпатии. Дональда Трампа окружают люди, которые в неменьшей степени расположены ставить интересы Израиля на Ближнем Востоке выше всего. Особенно когда вопрос касается отбрасывания Ирана и его сателлитов на «исходные позиции».
Помимо прочего, в вопросе Голанских высот есть важный нюанс: он легко отделим от «палестинского досье». Вероятная фиксация изменений в позициях ключевых стран Лиги арабских государств по аннексированной еврейским государством сирийской территории не отменяет требования арабов по Восточному Иерусалиму и Западному берегу Иордана.
Вокруг первого пункта «плана Каца» вращаются остальные предложения израильских властей по инициированному ими меморандуму. В изложении СМИ Израиля они выглядят следующим образом.
За Голанами следует пункт о недопущении постоянного военного базирования иранцев в Сирии. Далее Штатам рекомендуется ужесточить санкции против Тегерана по досье «поддержка Ираном терроризма в регионе». Производным от третьего является четвёртый пункт меморандума об увеличении давления непосредственно на «Хизбаллу».
По всей видимости, здесь имеется в виду далеко не только санкционный характер такого давления на шиитское движение Ливана, ибо оно и так признано в США «террористической организацией» (с 1997 года). Меры военного свойства против организации шейха Хасана Насраллы с американской стороны далеко не исключены.
Наконец, политическую часть меморандума заключает взятие его сторонами обязательств по недопущению создания сплошной линии иранского присутствия по вектору Иран — Ирак — Сирия — Ливан.
Под каждым предложением и за весь «план Каца» в целом готовы подписаться традиционные геополитические противники Ирана в арабском лагере Залива. С ними всё больше солидаризуется Иордания — ещё один ключевой субъект в израильском проекте, смысл которого сводится к выбиванию Ирана из Сирии. Иорданский монарх во время своего последнего визита в США (4−5 апреля) дал чётко понять, на чьей стороне находится Хашимитское Королевство. Его заявления об обеспокоенности Аммана фактом пребывания иранских военных в Сирии в 70 км от северных границ Иордании не оставляют в этом сомнений.
Скрепить принципиальную готовность арабов Залива, иорданцев и израильтян общими усилиями «выбросить» иранцев из Сирии призван шестой пункт «плана Каца». Геоэкономическая инициатива израильского министерства транспорта и разведки выражается в строительстве железной дороги от арабских портов Залива до средиземноморского побережья Израиля. Министр Кац прибыл в Вашингтон с конкретными картами маршрута и сметой проекта. При этом подчёркивается, что привлечения инвестиций США для реализации весьма затратного проекта не потребуется, израильтяне сами найдут деньги. Вероятно, расчёт делается на аравийские суверенные фонды. Интересно, что вне зависимости от возможного участия американцев на финансовых паях в прокладке железной дороги озвучивается идея назвать её «дорогой Трампа»…
Что касается непосредственно экономического разреза трансграничного предприятия, то здесь министр Кац акцентирует востребованность более быстрого доступа арабских грузов из Залива на европейский рынок и обратно. Согласно расчётам израильского Минтранса, ныне саудовцам от их порта Даммам в Персидском заливе морским путём приходится преодолевать 6 тыс. км, прежде чем выйти в Средиземноморье. При наличии железнодорожной магистрали из Королевства через иорданскую территорию до Западного берега реки Иордан и выхода Израиля в море (Хайфа) протяжённость грузопотока сокращается в 10 раз, до 600 км. Соответственно, примерно в том же 10-кратном размере снижаются затраты на транспортировку.
Предложения израильтян на самом деле заманчивы и для американцев, и для аравийцев. Они выстроены в комплексную линию продвижения интересов геополитических противников Тегерана, логически выверены и поставлены на фундамент принципиального настроя по фронтальному «сдерживанию» Ирана. Впрочем, без одного важнейшего элемента план израильтян, которые сами в этом признаются, рискует остаться на бумаге.
Ведущее англоязычное издание Израиля, газета The Times of Israel, 27 апреля вывело в заголовок своей публикации о поездке министра Каца в США примечательный тезис: «Израильский министр разведки призвал США объединиться с Россией против Ирана» (1).
Провокационный элемент в такой расстановке акцентов налицо. Но не в этом главное. В Тель-Авиве есть чёткое понимание возможной нереализуемости «плана Каца», если против него выступит Россия. Дабы этого не допустить, вокруг склонения Москвы к целесообразности «выставления» Ирана и его группировок из Сирии развёрнута беспрецедентная активность арабов Залива и самих израильтян. Несколько последних контактов Кремля с арабскими лидерами (королём Иордании Абдаллой II, наследным принцем Абу-Даби Мухаммедом аль-Нахайяном) и властями Израиля (рабочий визит премьер-министра Биньямина Нетаньяху в Москву 9 марта) укладываются в логику настойчивых уговоров российского руководства.
В обмен на пересмотр своих отношений с Ираном располагающей двумя военными базами на сирийской территории России предлагается целый набор «преференций». В их числе молчаливое признание Западом российской юрисдикции над Крымом, снятие западных санкций, восстановление членства России в «Большой восьмёрке», гарантии сохранения за Москвой военно-воздушной и военно-морской баз соответственно в сирийских провинциях Латакия и Тартус. Проговаривается ещё одна выгода для России в виде сохранения у власти в Дамаске на неопределённо длительное время президента Башара Асада. Однако для этото, как, собственно, и для материализации вышеуказанных и некоторых других опций для Кремля, от него требуется «сущий пустяк» — повернуться к Тегерану спиной.
В этой связи Кац отметился в Вашингтоне демонстративными заявлениями, явно адресованными прежде всего Москве. По его словам, «у Соединённых Штатов новая (ближневосточная) политика, и Иран находится на плохой стороне». Дальше — больше. «Если русские хотят сохранить Асада, им придётся выставить Иран из Сирии», — заявил министр разведки Израиля, добавив, что в случае пассивности России в данном вопросе, «мы (израильтяне, американцы и арабы) сделаем это (выбивание Ирана из Сирии и Асада с поста президента) сами».
Кульминацией арабо-израильских усилий призван стать визит в Москву короля Саудовской Аравии. О нём говорят ещё с осени 2015 года, но, как можно понять, этот «козырь» аравийцы и крайне заинтересованные в визите израильтяне припасли на самый последний момент. Саудовский монарх прибудет в российскую столицу с «щедрыми» предложениями по части дистанцирования России и Ирана друг от друга. На данный счёт нет никаких сомнений, иначе подобная поездка, сам факт которой станет сильным раздражителем для Тегерана, не имеет для аравийско-израильского альянса на антииранской платформе никакого смысла.
Устоит ли Кремль от наваливающихся на него соблазнов? На нынешнем этапе и в обозримой перспектве, безусловно, да. Но делать это ему всё труднее и труднее, учитывая не самый благоприятный геополитический микроклимат, складывающийся в Сирии. К тому же нарастает тревожное осознание втягивания России в воронку жёсткого противостояния Ирана с весьма могущественным блоком сразу нескольких государств, формирующих повестку на Ближнем Востоке.
Израиль выдвинул в США свой план по Сирии, в эпицентр которого поставлен интерес еврейского государства отбросить Иран от своих границ как можно дальше. «Красная линия» для израильтян — создание иранцами в районе Дамаска точки постоянного базирования. Израиль и солидарные с ним в этом вопросе арабы Залива сделают всё, вплоть до вступления с шиитской державой в прямую военную конфронтацию, чтобы не позволить ей встать в Сирии двумя ногами. Задачей-минимумом для Израиля является получение от России безусловного согласия на свободу действия авиации ЦАХАЛа в небе над сирийскими провинциями Кунейтра и Дамаск. Другие уступки с российской стороны для израильтян ныне представляются строго гипотетическими.
«План Каца» хорош для Израиля и США, что вовсе не означает согласие с ним России. Высокая степень взаимного недоверия в американо-российских отношениях не способствует выходу двух мировых держав на некие компромиссные развязки вокруг Сирии. Включение же иранского вопроса (проблематичного для изральтян и аравийцев, но не для россиян) в некие «разменные схемы» только усугубляет нынешнее положение дел.
Источник:
>"Ближневосточная редакция EADaily "
(1) Israel’s intelligence minister urges US to team up with Russia against Iran // The Times of Israel, April 27, 2017.