В прошедшие выходные в Кёльне состоялся шестой съезд «Альтернативы для Германии» (АдГ) – партии, которая на сегодняшний день имеет все шансы этой осенью впервые пройти в немецкий бундестаг. По опросам она обгоняет прочие так называемые малые партии немецкого политического спектра: Левую, зелёных и Свободную демократическую партию (СвДП).
Либеральная СвДП, в 1970-80-е годы незаменимая для образования правительственных коалиций, на прошлых выборах не смогла преодолеть 5%-ный барьер и сейчас балансирует на грани. Левая партия и зелёные образуют в парламенте нынешнего состава оппозицию. Прежде чем стать парламентскими (а зелёным довелось быть и в составе правящей коалиции), обе эти партии преодолели тернистый путь; нелегко на этом пути и «Альтернативе». После блестящих успехов на земельных выборах 2016 года (с великолепным результатом 24% голосов в Саксонии-Ангальт) в этом году дела у партии пошли хуже. На мартовских выборах в Сааре за партию проголосовали только 6% избирателей, хотя ожидалось вдвое больше. Настроение сторонникам АдГ подпортили и неудачи идейно близких им партий в Австрии и Голландии. Вопреки ожиданиям, которые эти партии не скрывали на своём январском съезде в Кобленце, Брекзит и победа Трампа на выборах в США не укрепили их позиции в своих странах – скорее, наоборот.
Трамп предстал фигурой, от которой тем же немцам требуется надёжная защита: американский президент уже выдвинул Германии требования: повысить курс евро к доллару, уменьшить положительное сальдо во внешней торговле с Соединёнными Штатами и др. Что же касается международной политики, то угрозы Белого дома по адресу Сирии и Северной Кореи пришлись по душе немецким политикам, но никак не основной массе населения: людей ведь отнюдь не прельщают «моменты страха», охватывающего мир из-за военных провокаций. А ситуацию в Великобритании после Брекзита европейские СМИ, тоже нагнетая страх, сравнивают с фильмами Хичхока. В итоге осмотрительные и уважающие порядок немцы остерегаются того, что резкая смена политического курса может вызвать новые проблемы, не гарантировав решение уже накопившихся.
Характерный штрих к общей информационной картине: в сообщениях о съезде «Альтернативы» непременно упоминалось о чрезвычайно напряжённой обстановке в Кёльне. Действительно, имели место демонстрации и агрессивные выходки в отношении участников съезда. Однако предсказываемое прессой количество участников акций оказалось в 5 раз завышено по сравнению с реальными 10 тысячами человек, вышедших на улицы. Против них были брошены 4 тысячи полицейских. Всё это – и сказки про «50 тысяч протестующих», и диспозиция, при которой на двух-трёх демонстрантов приходился один полицейский, – намёк избирателям на то, что успех «Альтернативы» грозит погромами.
Тем временем правительство Меркель продолжает корректировать свою риторику в отношении мигрантов: 23 апреля, когда проходил съезд АдГ, христианский демократ Норберт Рётген, глава комиссии бундестага по внешней политике, высказался за прекращение переговоров о вступлении Турции в Евросоюз. Его поддержал министр внутренних дел Баварии Йоахим Херрман. Формально это предложение привязано к победе Эрдогана на конституционном референдуме в Турции 16 апреля, но у него есть и ясная внутриполитическая направленность – выбить у антииммигрантской «Альтернативы» один из её козырей. Использование «турецкой карты» на парламентских выборах в Нидерландах уже принесло успех противникам Герта Вилдерса.
Одновременно с Рётгеном министр образования Йоханна Ванка высказалась за то, чтобы ограничить долю детей мигрантов в школьных классах (каким образом, неясно) и призвала мигрантов разговаривать дома по-немецки.
В этой непростой ситуации «Альтернатива» проводила съезд, определявший предвыборную программу и выбиравший лидеров партийного списка, с которым партия выступит в сентябре на выборах в бундестаг. Накануне съезда неожиданно отказалась от включения в список и от участия в руководстве избирательной кампанией сопредседатель партии Фрауке Петри, заявившая, что партия должна обсудить принципиальные вопросы своего будущего. В результате внутри партии обозначилась разделительная линия. По одну сторону – Петри, которая считает, что партия должна выстраивать «реалистичный курс», избавляясь от «родимых пятен маргинальности». Она предложила исключить из партии тех, кого она называет «фундаменталистами». При этом некоторые высказывания Петри (например, о «незаконной антисемитской миграции», что подразумевает миграцию мусульман) говорят о её стремлении наладить отношения с влиятельной в Германии еврейской общиной.
По другую сторону разделительной линии внутри «Альтернативы» – «фундаменталисты»: второй сопредседатель партии Александр Гауланд и член президиума Йорг Мойтен. Они не ищут компромисс в отношениях с правящими кругами. Надо сказать, такая позиция выглядит более реалистичной, чем пожелания Петри вписаться в «систему», с порога отвергающую любые компромиссы с АдГ. Джем Оздемир, сопредседатель партии зелёных (которая и в оппозиции является частью «системы») даже принял личное участие в кёльнских протестах против «Альтернативы». И независимо от того, какую поддержку выразят этой партии избиратели, в бундестаге она будет «неприкасаемой»: все парламентские партии заранее заявили, что ни при каких условиях не вступят с ней в коалицию.
В действительности в немецких политических верхах надеются, что АдГ не сумеет преодолеть 5%-ный рубеж. Внутрипартийные разногласия в «Альтернативе» подбадривают её многочисленных противников. Участники съезда попытались преодолеть разногласия: предложение Фрауке Петри было отвергнуто, но Александр Гауланд во всеуслышание заявил ей, что партия в ней нуждается. Петри сохраняет за собой пост сопредседателя, а партийный список возглавят Гауланд и вместе с ним Алиса Вайдель (правда, такой выбор – тоже компромисс: притом что в партийной программе большое внимание уделено проблемам семьи и мерам по повышению рождаемости, Алиса Вайдель – лесбиянка, воспитывающая ребёнка вместе с «женой»).
Ближайшие испытания для «Альтернативы» – очень трудные для неё выборы 30 апреля в земле Шлезвиг-Гольштейн, где традиционно сильны позиции зелёных, затем 14 мая – выборы в самой крупной федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия. По данным последних общефедеральных опросов, «Альтернативе для Германии» готовы отдать свои голоса 10% избирателей.
НАТАЛИЯ МЕДЕН
Источник: "Фонд стратегической культуры"