Интрига, заложенная президентскими выборами в США, все еще держит в напряжении политиков. Что из уже обещанного Дональд Трамп готов осуществить на самом деле, а что останется только «пугалкой» для истеблишмента по обе стороны Атлантики? Заглядывая в начертанное обещаниями Трампа будущее, Европа готовит собственный ответ.
«Если президент США Дональд Трамп введет карательные санкции против товаров из других стран, – цитирует канцлера Германии Ангелу Меркель Reuters, – Европа, возможно, сделает то же самое». При этом, если для США эта мера будет полезной, поскольку защитит американских производителей от иностранных конкурентов, то почему она может быть вредной для Европы? И если месяц назад Трамп собирался ввести 35-процентный налог на импорт автомобилей, то пусть американцы и катаются только на своих "фордах"». Только и всего. Но только ли?
Европейский и американский взгляды на такое развитие событий очень разнятся по тону именно потому, что потеря американского рынка для Европы, куда Старый Свет вместе с товарами, услугами и инвестициями отправляет 2102 миллиарда евро, получая взамен по тем же позициям 1878 миллиардов, будет означать потерю, равную 46 процентам мирового ВВП. Понятно, что обвал торговли не будет одномоментным, но уже сама возможность такого удара по доходам ЕС приводит в ужас европолитиков.
Кроме того, ограничивая торговлю с ЕС, США отнюдь не обязаны продолжать инвестировать евроэкономику, по-прежнему вкладывая в нее в трое больше, чем во всю Азию, куда теперь перемещается центр мировой торговли. Пропадет интерес. И то, что Трамп вывел США из Транс-тихоокеанского партнерства, означает, что он не хочет открывать настежь свой рынок десятку стран Океании, торговля с которыми практически не влияет на благополучие Уолл-стрит.
В начавшемся противостоянии Европы и США приобретает особо важное значение вторая экономика мира, способная как укрепить, так и пошатнуть стабильность мирового рынка товаров, финансов и услуг уже только одним своим «чихом». И старушке Европе надо бы сейчас проявить изворотливость в отношениях с Поднебесной. При этом европейцам есть в чем «покаяться»: они вот уже 15 лет никак не могут признать экономику Китая рыночной (согласно статье 15 протокола ВТО), что дает им возможность в любой удобный момент вводить таможенные пошлины, достигающие 65 процентов, на китайские товары – несмотря на членство Поднебесной в ВТО. При этом Китай стал первым по закупкам машин и оборудования в ЕС, чем обеспечивает заказы на ее машиностроительных предприятиях. В целом он второй по экспорту и первый по импорту товаров из Европы. Но в прошлом году из 68 антидемпинговых пошлин, действовавших в Евросоюзе, 51 была введена против китайских товаров – от стали до солнечных батарей.
Признание китайской экономики рыночной стало бы хорошим шагом навстречу Пекину, но, учитывая пятнадцатилетнюю дискуссию Брюсселя по этому вопросу, трудно ожидать, что он будет сделан бескорыстно – Пекину придется чем-то за это платить. Китай легко может увеличить масштабы своих инвестиций в европейскую экономику, что вполне может послужить условием торга между Брюсселем и Пекином. Но тот, кто первым об этом заговорит, тем самым покажет свою заинтересованность, а значит и слабость своих позиций. А китайцы умеют «сохранять лицо».
Значит ли это, что «дорога к миру с США» для Пекина короче? Увы, нет. И не только потому, что президент Дональд Трамп обещал ввести пошлины на китайские товары. В Вашингтоне уверены, что еще долго могут «диктовать дружбу» Пекину. Как пишет Foreign Policy Journal, «китайская экономика в последние четыре года замедляет развитие. В 2012-м… китайский ВВП вырос на 8 процентов, в 2016-м он вырос только на 6,7 процента». При этом, сообщает издание, как только Федеральный резерв увеличил ставку по федеральным фондам на 0,25 процента, это немедленно ударило по китайскому ВВП.
Механизм этот прост, считают американцы: увеличение ставки кредитования немедленно приводит к увеличению доходности американских ценных бумаг, включая казначейские обязательства (Treasury Bills). И правительства по всему миру торопятся скупить американские гособлигации, поднимая тем самым цену доллара. На этом крючке едва не первым в мире сидит и Китай. Понятно, что при сокращении китайского ВВП и уменьшении вот уже седьмой год подряд доходности китайских бондов китайские инвесторы переводят капиталы в США. Если в 2008 году гособлигации в Китае давали 4,5 процента прибыли, то в этом – только 3,7. Инвестируя в США и покупая дорожающий доллар, китайцы еще больше вздувают ему цену – этот порочный круг весьма знаком и России.
Имея такое оружие в руках, США всегда готовы использовать его против Поднебесной. В 2015 году таким образом они вывели из Китая 123 миллиарда долларов. В один прием. В прошлом, добавив только четверть процента к ставке федеральных кредитов, они уронили Шанхайскую биржу на 25 процентов, заставив прекратить на ней торги. Понятное дело, куда побежали после этого инвесторы.
Надо отдать должное Пекину, он решительно борется за укрепление юаня, масштабно сбрасывая на рынок американский доллар. Только в прошлом году – 99,4 миллиарда. Но эта разовая мера не приводит финансы в равновесие. Дешевеющий юань и дорожающий доллар делают все более проблемными возврат долларовых кредитов и новые инвестиции… А уменьшение процентной ставки китайского Центробанка только добавляет масла в огонь.
Все это, как представляется, двигает Китай в объятия Евросоюза под лозунгом укрепления открытости мировой экономики. Китайский «неоглобализм» в этой связи – явление вынужденное, порожденное необходимостью навести спасительные «мосты» между Поднебесной и ЕС, по которым Китай сможет с минимальными потерями противостоять экономическим интересам США. Вполне логично при этом, сообщает Синьхуа, звучит и унисон голосов из Бонна, где глава ЕС по иностранным делам Федерика Могерини и министр иностранных дел Китая Ван И договорились «послать сигнал миру», что Китай и Европа «должны рука об руку развивать открытую мировую экономику и защищать глобальную торговую систему, основанную на ВТО».
При этом Ван И напомнил, что пришло время ЕС завершить обещанную процедуру признания Поднебесной «в соответствии со статьей 15 протокола» полноправным членом ВТО. И госпожа Могерини пообещала…
ЕЛЕНА ПУСТОВОЙТОВА
Источник: "Фонд стратегической культуры "