Заканчивается богатый на хорошие и плохие события 2016 год. В канун праздников мы встретились с человеком, который точнее любых политологов и астрологов предсказывал политические события этого високосного года – и победу Трампа и крупные перестановки в российских «верхах». Профессор МГИМО Валерий Соловей поделился с «Комсомолкой» прогнозами на 2017-й.
«МОИ ПРЕДСКАЗАНИЯ ВЕРНЫ КАК ПРОГНОЗ ПОГОДЫ»
- Вас уже окрестили «политическим Нострадамусом». Какие ваши прогнозы в этом году сбылись, а какие нет?
– Мне удалось предсказать назначение Антона Вайно на должность главы Администрации, перемещение Сергея Иванова, Сергея Нарышкина, Вячеслава Володина и еще некоторые перестановки. Процент попаданий оказался выше 50-60 %, что для России – блестящий результат, приближающийся к точности прогноза погоды.
- Но с досрочными выборами президента вы не угадали. Их не ожидается.
– Я просто знал, что эта идея обсуждалась в коридорах власти еще в октябре. Правда, я осторожно на сей счет высказывался. Говорил, что если до декабря об этом не будет объявлено, то значит, досрочных выборов не будет.
- А почему этого не случилось? Ваша версия.
– Во-первых, экономическая ситуация выглядит все-таки стабильной. Нет заметного роста недовольства населения. А вторая причина, мне кажется, связана с выборами в США. У Кремля есть такое предположение устойчивое, что вот американские демократы склонны вмешиваться в дела других стран и сеют цветные революции. А республиканцы – не такие.
«В США ХОТЯТ ДРУЖБЫ С МОСКВОЙ, НО ВСЛУХ НЕ ГОВОРЯТ»
- Но в итоге победил Трамп. И его триумф вы предвидели.
– Да, я оказался одним из немногих, кто уверенно сказал, что Трамп победит. Но, честно скажу, это заслуга моих американских друзей. Я очень доверяю мнению этих людей, у них большой стаж в американской бюрократии. Они были осторожны, но дали мне понять, что Трамп может победить.
- Подружится ли теперь Америка с Россией?
– Мне бы хотелось на это надеяться. И эту надежду разделяют и в Кремле, и влиятельные люди в Вашингтоне. Но в США об этом не высказываются с такой откровенностью. Там очень влиятелен надпартийный антироссийский блок. Шансы на то, что отношения удастся улучшить есть. Я бы назвал это «окном возможностей». Оно сейчас открывается. И еще может начаться ослабление санкций. Евросоюз ориентируется на американскую политику. И мне уже говорили чиновники ЕС, что они не могут, как прежде поддерживать Украину и противостоять России. Для России в этом отношении ситуация будет явно более благоприятной.
«ЕЩЕ ОДНОГО МАЙДАНА НЕ БУДЕТ»
- Что будет с Украиной в следующем году?
– Не верю в то, что там начнется очередной Майдан. Но если Евросоюз будет поглощен своими внутренними проблемами и склоняться в пользу позитивной ревизии отношений с Россией, то Москве дадут сигнал: Украина – это ваша сфера влияния. Тогда мы бы попытались дать понять Киеву, что заинтересованы в восстановлении экономических отношений, но они будут строиться на почве прагматики, а не историй о «братском народе».
- Удержится ли Порошенко у власти?
– Мне кажется, Порошенко досидит до конца своего срока. Думаю, не будет и досрочных парламентских выборов. Украинское общество к этому сейчас явно не готово. Оно очень устало за последнее три года. Оно нуждается в покое.
- А в Сирии в 2017 году удастся добить боевиков? Чем там всё закончится?
– Нанести им решающее поражение, мне кажется, удастся только мощной военной коалицией во главе с Россией и США. Не исключаю, что ее создание будет обсуждаться. При этом нельзя будет сбрасывать со счетов и другие заинтересованные стороны – это и Иран, и Саудовская Аравия, и Турция. На то, чтобы принести в Сирию мир, думаю, потребуется от года до двух лет. Это в лучшем случае.
«ГРЯДУТ НОВЫЕ РАЗОБЛАЧЕНИЯ КОРРУПЦИОНЕРОВ»
- Ждать ли нам крупных отставок в правительстве или среди губернаторов?
– Среди губернаторов – это безусловно. Те главы регионов, которые занимают нижние места в рейтингах, прямые претенденты на выбывание. Есть и губернаторы-ветераны, которых было бы неплохо заменить. Не потому, что они перестали ловить дичь, а просто уже пора менять там начальство, чтобы не превратилось в болото. Но всегда есть серьезные ограничения. Кем замените? А это очень важно. Потому что надо учесть и интересы региональных элит, и помнить, что вот-вот выборы президентские. Поэтому даже кандидаты на выбывание вполне могут усидеть. Я такие случаи знаю. Человек на последней парте, как в школе говорят, из года в год, но из класса в класс переползает.
- В 2016-м развернулась борьба с коррупционерами. Впервые дело завели против целого министра. Что всё это значит?
– Это беспрецедентная история. У меня ощущение, что такого сорта одиночные все-таки, не массовые аресты очень неплохо помогают управлять экономикой. Бюджет ведь стал несравненно беднее. А громкими уголовными делами можно показать чиновникам, что так как прежде расходовать государственные деньги, я уж не говорю – воровать, просто нельзя, невозможно.
- Ждать ли нам новых громких посадок в следующем году?
– Думаю, что вот такая борьба с коррупцией будет продолжаться. Безусловно, нас ожидают еще какие-то разоблачения, но посадки не примут массового характера. И очень сомневаюсь, чтобы снова поднялись на уровень министра. Здесь есть ведь еще оборотная сторона. Борьба с коррупцией – это вещь, которая привлекает симпатии общества. Но когда общество узнает, что деньги у кого-то исчисляются сотнями килограммов и кубометрами, возникает неприязнь.
- А появятся ли на горизонте новые яркие политики?
– До 2018 года скорее всего не увидим. Но, я думаю, что массовое порождение новых политиков может произойти совершенно неожиданно для нас.
«ХУЖЕ НЕ БУДЕТ!»
- Заметно, что власть старается смягчить экономические трудности людей. Ждать ли нам смены нынешнего экономического блока в правительстве?
– Думаю, что экономический блок не сменится. И премьер не сменится. Президент доверяет главе правительства. Это я говорю не ради красного словца. И президент считает, что экономический блок, в принципе, справляется со своей политикой. Что нового мы можем ожидать? Это обнародования некоего плана реформ. И это будет что-то вроде манифеста обновленной власти. Это то, с чем власть хотела бы пойти на выборы. Что очень интересно, если раньше предполагалось это дело завершить к лету следующего года, то вот мне сказали, что сроки сдвинуты чуть ли не на начало марта. К весне документ в основном должен быть закончен.
- На что нам рассчитывать в следующем году в финансовом плане? Ждать ли роста цен или повышения зарплат? Что будет с тарифами на ЖКХ?
– У меня ощущение, что все будет подморожено. Цены продолжат расти, но не так быстро. Инфляция уже заметно снизилась, это факт. Все это – благодаря Центробанку, вот почему Путин и поддерживает госпожу Набиуллину в ее политике сокращения денежной массы. Но это же означает, что и наши с вами расходы тоже сократятся. Люди ведут себя очень рационально. Я склонен полагать, что в следующем году хуже все-таки не станет. Это уже само по себе неплохо. Потому что, когда у вас есть хоть какая-то стабильность, вы можете уже что-то планировать. Это еще не свет в конце тоннеля, но хотя бы намек на то, мы приблизились к выходу из этого тоннеля.
«ЛУЧШАЯ ИДЕОЛОГИЯ – УРОВЕНЬ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ»
- Сейчас у нас много говорят о единении народа. Предлагают ввести закон о «российской нации». А нужна ли нашей стране вообще какая-то идеология?
– Не уверен, что нужна какая-то официальная идеология в виде закона или сборника постулатов. Если вы видите, что ваш уровень жизни растет, если у вас открыт горизонт планирования, то вы проникаетесь чувством патриотизма к стране, которая вам это обеспечила. И лояльностью к власти. На мой взгляд, это лучшая идеология.
- В 2017-м мы отметим столетие Революции. Уже сейчас народ «подогревают» – пытаются расколоть то списками НКВД, то фильмами против Николая Второго. Кому и зачем это нужно? И чем это обернётся?
– Революция была слишком давно. Людей способны расколоть лишь какие-то события, которые они очень остро переживают здесь и сейчас. Из-за которых сталкиваются их интересы. У нас уже и распад СССР не сильно переживают. Хотя он входит в мою личную память и большинства живущих в России. Разговоры об этом – скорее взбивание пены. Если у вас есть позитив в настоящем, вы спокойно и примирительно относитесь к прошлому, каким бы оно ни было. Нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад. Это невозможно.
Источник: "КП "