Прошедший в Китае форум G-20 оказался интересным и показательным не столько с точки зрения каких-либо значимых фактических результатов, которых в принципе не было, сколько с позиции проявления новой политической реальности. Реальности, в которой гегемония США осталась в прошлом. Весь саммит прошел как яркий бенефис китайского лидера Си Цзиньпин, показавшего себя новым мировым лидером, радеющим не только за могущество и гегемонию собственной страны, но и выступающим за открытое равноправное сотрудничество всех во имя мира, стабильности и справедливости. Поскольку с такой постановкой вопроса спорить, по крайней мере публично, вряд ли возможно, то такая позиция была обречена на успех. Тем более, что помимо слов Си пригласил на саммит достаточно гостей из стран, не входящих в двадцатку, но которые играют заметную роль в мире или хотя бы регионах своего нахождения. В первую очередь из Азии. В этом смысле очень символичной оказалась заключительная поездка гостей саммита по озеру. Все в одной лодке и Председатель Си за штурвалом. В плане символизма Китай выжал из саммита все и даже больше.
При том, что встреча G-20 изначально заявлялась как посвященная вопросам мировой экономики, этой самой экономике она была посвящена по факту в наименьшей степени. В том числе и потому, что все современные экономические проблемы давно и прочно уткнулись в проблемы политические, а точнее в глобальное несоответствие политических амбиций лидеров прошлого экономическим реалиям. Потому политике на встречах уделялось намного больше внимания. Но как и в экономике решений пока не видно. В этой связи все комментаторы основное внимание уделили не фактам, а символам, которых в отличие от фактов на форуме было в избытке.
Главное внимание всего мира привлекла крайне унизительная встреча Обамы. Хотя я так и не увидел нигде внятного объяснения реальных причин этого конфуза. Но одно то, что крайне мало, кто попытался обвинить в произошедшем Китай, говорит о многом. Действительно, Китаю с его приверженностью к ритуалам и традициям крайне несвойственно явное и неспровоцированное унижение оппонентов, как бы он не относился к ним на самом деле. Это, как и попытка замять инцидент с трапом и ковровой дорожкой со стороны самих американцев, заставляет предположить, что именно их сторона оказалась фактическим виновником произошедшего. Я не знаю, как это происходило на самом деле, но рискну предположить следующее. Американцы буквально помешены на двух вещах – безопасности и откровенной наглости поведения по отношению ко всем прочим. Скорее всего, при подлете к аэропорту борта №1 с американским президентом самолету было предложено немного подождать для достойной организации встречи, а заодно и для соблюдения очереди прибывающих гостей. Но ждать американцы не привыкли, тем более, что возможно внутренние протоколы безопасности настаивали на скорейшей посадке. Чем собственно китайцы и воспользовались в полной мере, посадку предоставив, но без прочих сопутствующих процедур. Другое дело, что нельзя исключать и того, что подобное развитие событий со стороны китайцев вполне могло ожидаться. Американцы в своей простодушной и откровенной наглости зачастую довольно прогнозируемые ребята.
Последующий резкий обмен репликами и поведение китайских встречающих вполне откровенно показывает, насколько разъяренными всем произошедшем они были. И это опять же говорит о том, что они только пытались сохранить свое лицо в ответ на хамство, а не являлись инициаторами конфликта. Что касается фразы «Это наша земля и это наш аэропорт», то ее буквально по примеру нашего ДАМа стоит «отлить в граните» и использовать каждый раз при встрече с американцами где бы то ни было. Может когда-нибудь дойдет?
Дальнейшие события на саммите явились достойным продолжением встречи Обамы в аэропорту. Нет, его никто не пинал и не унижал. Разве что президент Филиппин в стиле Владимира Жириновского рубанул правду-матку, давая характеристику Обаме. Просто никто не выделял президента США как-то особо, что само по себе уже явилось наиболее утонченным унижением.
А вот реплику филиппинского президента не стоит воспринимать исключительно с эмоциональной точки зрения. Это легкий намек на то, что Филиппины уходят из-под американского влияния и по всей видимости начинают солидаризироваться с Китаем. Для самих Филиппин это вполне прагматичный и сознательный шаг. Но вот для США он крайне несвоевременен. Все попытки США повлиять на ход конфликта в Южно-Китайском море базировались на формальной защите интересов тех же Филиппин как своего союзника в регионе. И скорее всего в своей прямодушной манере предложения помощи настолько достали главу этой страны, что он решил высказать свое отношение публично и в форме, не предусматривающей двусмысленного толкования.
Еще одним символичным моментом саммита стало начало встречи Путина и британского премьера. С внешней стороны подчеркивалось, что британка настолько недовольна политикой России и тяготится необходимостью встречи с нашим президентом, что даже «забыла» про формальное приветствие перед началом. Правда Путина таким не проймешь, он ее ненавязчиво поправил. Из того, что написали СМИ складывается мнение, что Британия на встрече в очередной раз учила Россию жизни. Но это если забыть про пару моментов. Во-первых, встреча состоялась по инициативе самой Британии. Во-вторых премьер появилась на встрече в красном наряде, что отсылает нас к наряду Кейт на торжественном обеде по случаю визита Си в Лондон. И, разумеется, к китайской цветовой символике. Так что, видимо, сам разговор и его интерпретация для СМИ очень разные вещи. Скорее всего, англичанка в очередной раз пыталась продавить официальное присоединение России к своему Альянсу и глобальному проекту, а Путин, формально поддерживая проект, по-прежнему предпочитает оставаться слегка в стороне от формального членства.
И то, как развиваются события, что говорят и делают Россия и Китай, создается впечатление, что эта позиция Москвы как минимум согласована с Пекином, а то и вообще является их общей стратегией. Сам Китай уже не в состоянии дистанцироваться от британского проекта, главным действующим лицом которого и является. Но вот сохранить определенную самостоятельность от Британии с помощью России совершенно не против. Скорее это для него жизненно необходимо. Си уже даже не сдерживается, расписывая в красках заинтересованность Китая во всестороннем стратегическом партнерстве с Россией. Что равно и в наших интересах.
Из серьезных инициатив нашей стороны запомнилась фраза Путина о деоффшоризации мировой экономики. С учетом доли, приходящейся сегодня на США все увидели в этом именно антиамериканский выпад. Но вопрос гораздо глубже. Это заявка на удар по глобальным корпорациям со стороны государств. И в интересах именно государств, включая сами США. Заявка, если она будет поддержана большей частью стран, а скорее всего так оно и будет, приведет к тотальному разорению крупнейших корпораций, а средства перейдут в собственность государств и будут использованы ими для взаимной расшивки накопленных долгов. В этом плане положение США как одновременно крупнейшего оффшора и крупнейшего мирового должника любопытно. Ликвидация оффшоров позволит тем же США мгновенно наполнить бюджет огромными суммами и выплатить большую часть долгов кредиторам. Про всех остальных молчу, такие страны как Россия, Китай и еще очень многие окажутся в чистом огромном выигрыше. Даже Европа будет в большом плюсе, что позволит ей если не отбежать, то отползти от пропасти.
Но для того, чтобы решиться на подобные глобальные изменения нужна всеобщая решимость и единая воля. Среди тех, кто потенциально теряет оказывается Британия. Ее финансовое могущество связано с оффшорами довольно плотно. Но англичане, как грамотные стратеги уже более десяти лет последовательно выводят капиталы из тени и даже сознательно рушат собственные оффшорные зоны. Фактически на стороне корпораций из крупных стран сегодня остаются одни лишь США в лице Рокфеллеров-Клинтонов. Если «Бастинда» одержит победу, мир скорее всего ожидает серьезнейшая череда конфликтов от корпоративных и локальных до глобальной войны на уничтожение. Двух победителей в этой драке быть не может, или глобальные корпорации окончательно дожмут суверенитет государств, и мир станет глобальным рынком, в котором корпоративные правила и прибыль окажутся важнее государственных норм и законов, и грабеж планеты продолжится до полного истощения ресурсов, либо государства возьмут реванш и вернут себе все, украденное у них корпорациями за последние два века. Пока развитие ситуации говорит за то, что реванш состоится.
Это понимает и сама американская элита, потому, пока продолжая борьбу, она уже ищет себе место при альтернативном развитии событий. В частности переворот в Бразилии и приход к власти ставленника США есть ничто иное, как попытка войти в будущий клуб избранных, формирующийся сегодня в формате БРИКС. Не случайно саммит 20-ки начался именно с неформального форума БРИКС.
Деоффшоризация мировой экономики будет означать буквально следующее. Огромное количество капиталов просто сгорит, одновременно сжигая соответствующий им объем долгов. Причем последний будет кратно больше. Когда сегодня говорят о том, что золото не способно играть роль денег, потому как последних много, а золота мало, забывают о том, что большая часть денег будет уничтожена расшивкой и ликвидацией взаимного долгового бремени. А та масса, которая останется, вполне будет соответствовать совокупному мировому золотому запасу. Причем, для мира практически не столь значимо, где именно застанет «беда» мечущиеся по миру капиталы, в США, на родине (стране происхождения) или где-либо в ином месте. В любом случае через налоговые изъятия ситуация в мире кардинально оздоровится. Да, на существенное время в мире станет намного меньше товарной массы, хотя переход будет смягчен огромными сегодняшними запасами. Да, кардинально изменятся цены на все товары и услуги, а также соотношения между большинством из них. Но при этом впервые за многие десятилетия товарная масса придет в соответствие с денежной, а богатство государств будет определяться не долгами и потреблением, а производством и запасами.
С удивлением видел в сети много стонов о том, что Украину на саммит не пригласили. Обиду на то, что в очередной раз Украина поставила не на ту лошадь, да еще в последний момент перед ее падением, понять можно. Но удивляться тому, что в Китай были приглашены только те страны, которые имеют реальный суверенитет, собственное мнение по вопросам будущего и определенный авторитет в мире или своих регионах, нечего. Это всего лишь естественно. Надо просто быть в их числе по этим же признакам, а не по факту наличия формальных государственных атрибутов и символов. Да, про Украину на саммите наверняка говорили даже и в ее отсутствие, ибо говорить можно только с тем, кто на что-то влияет. Хотя даже эти разговоры практически наверняка происходили по формуле:
– Володя, проси чего хочешь, только забери себе Украину обратно. Сил больше нет терпеть ее нытье и попрошайничество.
– На фиг, на фиг, господа. Вы эту кашу заварили, вам и расхлебывать до конца.
В целом общий тон заявлений и итоги многочисленных многосторонних встреч и двусторонних переговоров на саммите говорит за то, что по крайней мере внешняя сторона английского проекта будущего, характеризующегося коллективной ответственностью, разделением зон влияния, формированием новой мировой финансовой системы и сосредоточением экономической активности в Тихоокеанском регионе, принята большинством стран. И это большинство все меньше озабочено проблемами тех, кто все еще не согласен и держится за ускользающее величие прошлого. А в реальности уже ускользнувшее. То есть мир выбрал мир, а не войну. Война еще возможна, но каждый день и каждое консолидированное движение большинства, выбравшего мир, делают ее все менее вероятной.
Источник: "chipstone.livejournal.com "