Украинская проблема позволяет Вашингтону давить на Россию и контролировать Европу
В информационно-идеологическом плане на Украине построена жёсткая тоталитарная система, не предполагающая даже имитации плюрализма мнений. При этом центральным стержнем этой идеологической системы является русофобия. Антирусской и антироссийской парадигме целиком подчинена вся информационная сфера украинского общества и политика украинского государства. Не быть русофобом и при этом быть общественным или политическим деятелем, на Украине невозможно. По сути, украинской национальной идеей стала тотальная и непримиримая борьба с Россией и всем русским. И эта идея охватила подавляющую активную часть украинского общества, полностью подчинив себе политическую и даже экономическую сферы страны.
При этом, какой бы ни была экономическая и социально-политическая ситуация на Украине, появление в стране пророссийских общественных и политических организаций является абсолютно невозможным даже в условиях полного неприятия подавляющей частью граждан Украины существующего политического режима.
Несмотря на крайне низкую легитимность нынешней украинской власти, негативно настроенное в отношении её население поддержит лишь только ту оппозицию, которая будет не менее русофобски настроенной, чем действующая власть. Идея о том, что Россия и русские – главная причина всех бед Украины, намертво впечатана пропагандой в массовое сознание основной части украинских граждан. Это – неустранимый в сложившихся условиях смысловой фундамент современной Украины. Поэтому никакие поражения и неудачи правящего режима, точно так же, как никакая контрпропаганда и никакие жесты доброй воли со стоны России, эту сверхценную идею поколебать не смогут. Передача власти на Украине возможна лишь от одной русофобской политической силы, к другой. Появление же пророссийского политического движения или партии, в подобных условиях, полностью исключается.
На данный момент существенно разрушенное и ослабленное украинское государство дополнено сетевыми, общественно-политическими структурами, обладающими независимой финансовой и информационной базой, но что самое важное – собственными силовыми ресурсами. В условиях разрушения правовой и правоохранительной систем, украинское государство уже не обладает монополией на власть и легитимное насилие. В сложившихся условиях украинское государство вынуждено мириться с альтернативными центрами власти, в меру сил и возможностей поддерживая баланс интересов.
С учётом вышеуказанного, любая попытка кем-то выйти за существующие идеологические рамки и шаблоны будет пресечена общественно-политическими адептами господствующей идеологии силой, независимо от законов, конституции и законного волеизъявления большинства украинских граждан.
Если допустить невозможное – формирование в стране пророссийской политической силы и её победу на выборах, эта победа будет нивелирована силовым путём со стороны вооружённых националистических организаций. Иначе говоря, любая появившаяся на Украине пророссийская или антифашистская общественно-политическая сила, даже при её поддержке со стороны значительной части украинского общества, будет уничтожена физически.
Тем не менее, финансово-экономический коллапс Украины, нестабильность её политической системы, раскол и фрагментация общества, разрушение украинского государства и криминальный хаос не являются предпосылками капитуляции Киева.
Безусловно, противостояние Украины с Россией порождает для украинской стороны целую совокупность деструктивных факторов, однако без сильного внешнего потрясения они ведут не к разрушению страны, а к интенсивной мутации её политической и финансово-экономической систем, которые естественным образом адаптируются к поступательно ухудшающимся условиям существования страны.
Социальный организм способен продолжать жизнедеятельность даже в условиях гибели государства и экономики, упрощая себя до примитивных форм государственной, общественной и хозяйственной организации, которые позволяют выживать в неблагоприятных условиях.
Приходится констатировать, что выстраивание российской политики относительно Украины с расчётом на естественную, эволюционную трансформацию украинского политического режима в выгодную для России сторону, будет стратегической ошибкой. Проект «Украина» может менять свою русофобскую форму и вождей, но он не может не быть антирусским и антироссийским. Эту фундаментальную украинскую особенность в сложившихся условиях, дипломатическим или финансово-экономическим путём устранить невозможно.
Запад судьба Украины не волнует. Для него она расходный материал геополитической стратегии. Поэтому тот ущерб, который наносится Украине вследствие её противостояния с Россией, США и Европа не учитывают.
Единственное что учитывают американцы и европейцы, так это издержки её использования. На данный момент Вашингтон и Брюссель взяли курс на оптимизацию затрат, связанных с Украиной. С учётом той роли, которую она сейчас играет, её финансирование сведено к минимуму. Подобный шаг обусловлен определёнными информационно-психологическими факторами, которые были созданы Западом в течение последних двух десятилетий.
Во-первых, на протяжении двадцати лет западные неправительственные организации и украинские СМИ последовательно и целенаправленно создавали в общественном сознании Украины позитивный и крайне привлекательный образ Запада. В результате этого, т.н. евроинтеграция была превращена в национальную стратегическую цель не только государства, но и общества. Украине было навязано сильное желание вестернизироваться и стать частью Европы. Это желание превратилось для большей части украинского населения в сверхценную идею, без которой уже немыслимо существование Украины. Поэтому психологическая и смысловая инерция массового сознания не позволит как правящей украинской элите, так и простым украинцам отвернуться от США и Европы даже если они полностью прекратят поддержку Украины. Запад стал украинским идолом точно так же, как Россия – воплощением зла.
Во-вторых, как было сказано выше, украинское общественное сознание оказалось в жёстких рамках антироссийской парадигмы, которая выстраивалась западными неправительственными организациями и украинскими СМИ в течение двадцати лет. После государственного переворота в феврале 2014 года окончательная демонизация России и русских была завершена. В результате этого, теперь во всех деструктивных процессах, происходящих сейчас на Украине, для большей части украинского населения априори виновата Россия. А неутешительное правление украинского президента и премьер-министра в массовом сознании воспринимается как следствие их личной неспособности противостоять негативному влиянию России. В связи с этим любая персональная ротация украинской власти не сможет изменить её русофобскую сущность и стратегический курс Украины, сформированный в 2014 году.
Именно поэтому Вашингтон и Брюссель позволили себе отстраниться от Киева, сведя его информационную, политическую и финансовую поддержку к минимуму, используя его сугубо как расходный материал своей политики. Зависимость Украины от Запада (психологическая, идеологическая, информационная, политическая, финансовая) слишком велика, и поэтому она уже не в состоянии самостоятельно выйти из зоны западного влияния.
При этом необходимо учитывать, что компромисс между Россией и Западом по украинской проблеме крайне затруднён. Для США и ЕС возвращение Крыма в состав РФ и война на Донбассе являются российским вызовом мировой гегемонии Запада. Агрессивная, русофобская Украина – ответ Запада на этот стратегический вызов России. Вашингтон и Брюссель не хотят смириться с идеологической, финансово-экономической, а также политической самостоятельностью и независимостью России.
Для Запада Украина в стратегическом плане является основным инструментом геополитического сдерживания РФ, а также плацдармом, с которого удобно наносить информационные, политические (а в перспективе и военные) удары по России.
Кроме всего прочего для Запада украинская проблема является удобным способом торможения финансово-экономического развития России и её геополитического усиления. Запад даже готов какое-то время нести определённые финансово-экономические потери с целью нанесения максимального ущерба России.
Также стоит отметить, что для США непрерывно поддерживаемый конфликт вокруг Украины, в который непосредственным образом втянута Европа, представляет собой способ контроля над своими европейским партнёрам. Украинская проблема позволяет Вашингтону подавать Россию в информационно-идеологическом плане как опасного агрессора и врага, противостоять которому европейские страны могут, лишь сплотившись под руководством США. Таким образом, американцы пытаются воссоздать удобный для себя механизм «холодной войны», с помощью которого они подчиняют европейцев.
Страх Запада перед нарастающей финансово-экономической, информационно-идеологической и военно-политической независимостью России, которая непосредственным образом угрожает мировому доминированию США и Европы, а также стремление Соединённых Штатов удержать под американским контролем своих европейских партнёров, не позволят Западу пойти на компромисс с Россией в украинском вопросе. Украинский вопрос – это механизм постоянного давления на Россию и способ её стратегического сдерживания. Поэтому пока он необходим Вашингтону и Брюсселю, несмотря на все его издержки.
Неоднородность Европы будет порождать её нестабильность в общезападном противостоянии России, но внутриевропейские антисанкционные мятежи будут и дальше успешно подавляться США. Значимость Соединённых Штатов для европейских стран остаётся огромной, а российское влияние на Европу не является критическим. Поэтому российско-западные дискуссии и внутриевропейское «перетягивание каната» продолжатся, разговоры о целесообразности смягчения или отмены санкций не утихнут, но в целом ситуация вокруг украинского вопроса остаётся неизменной. И понятно, что пока сама парадигма решения украинского кризиса не будет изменена, рассчитывать на существенные подвижки в этом вопросе не приходится.
Андрей Ваджра, политолог
Источник: "РИСИ"