Публичные высказывания подтверждают сообщения о яростных ссорах и взаимных обвинениях среди американских чиновников из-за того, как Россия переиграла США в Сирии
Статья с очень хорошими источниками, которая появилась недавно в "Уолл Стрит Джорнал" (см. ниже), показывает степень сумятицы в отношении проводимой политики в Вашингтоне после американо-российского соглашения о "прекращении боевых действий".
Судя по всему, был большой скандал.
Руководство американской армии и ЦРУ явно в ярости из-за того, как США были унижены, как они считают, и во время ряда гневных встреч в Белом доме они поставили в известность о своих чувствах.
Хотя они объясняют свой гнев разговорами о том, как России нельзя доверять, и как такие союзники США в регионе как турки и сауды чувствуют себя преданными, но это равносильно как раз вышесказанному.
Эти взаимные обвинения стали достоянием гласности, как показывают недавние раздраженные комментарии Марка Тонера, заместителя пресс-секретаря Госдепартамента США, который исключительно грубыми и недипломатичными словами призвал Россию в Сирии "либо заняться делом, либо заткнуться".
Эти высказывания спровоцировали жесткую отповедь Марии Захаровой, грозного пресс-секретаря российского Министерства иностранных дел, в то время как Алексей Пушков, председатель комитета Госдумы по международным делам, усугубил ситуацию, написав в Твиттере, что
"Заместитель пресс-секретаря Госдепартамента не выдержал – нервы ни к черту. В Соединенных Штатах многие считают прекращение огня в Сирии поражением: газеты негодуют, а неоконсерваторы в шоке".
Трудность, с которой сталкиваются американские противники компромисса, заключается в том, что несмотря на все бравые разговоры о "плане Б", у них нет реалистичной альтернативы, которую бы они могли предложить.
"Уолл Стрит Джорнал" сообщает, что американские чиновники сказали, что "ни (министр обороны США Эш) Картер, ни генерал Данфорд не представили официально рекомендаций г-ну Обаме", и что предложения, упомянутые в статье – увеличение поставок оружия повстанцам, предоставление им боевых разведданных или введение новых экономических санкций против России – вряд ли равнозначны практическим рекомендациям, которые Обама может использовать.
Так как большая часть Европы бурлит против уже существующих санкций, то любая идея дальнейшего наращивания санкций из-за Сирии (что довольно странно) является – как признаются в неофициальном порядке американские чиновники, говорится в статье – совершенно обреченной на неудачу.
Что же касается поставок оружия повстанцам, то российские самолеты летают в Сирии слишком высоко, чтобы до них могли добраться те переносные зенитные ракеты (ПЗРК), о которых говорится в статье, в то время как поставки более тяжелых, среднего или дальнего радиуса действия зенитных ракет повстанцам, которые могли бы реально создать проблемы российским самолетам, стали бы чрезвычайно сомнительной эскалацией, а для общественного мнения в США и Европе – почти наверняка слишком далеко зашедшей эскалацией.
И это помимо того, что снабжение повстанцев таким оружием как ПЗРК или противотанковые ракеты "Джавелин" гарантирует, что оно попадет в руки джихадистских террористов и "Исламского государства" – с чем западная общественность никогда не согласится, если узнает об этом – не изменив – как снова признают американские чиновники, говорится в статье – военную ситуацию в пользу повстанцев.
Что касается предложения, чтобы США предоставляли повстанцам разведывательную информацию, то это почти наверняка приведет к тому, что русские выйдут из соглашения об обмене информацией с американскими военными, так как русские не захотят рисковать тем, что информацией, которую они передают американским военным, США будут делиться с повстанцами.
Так как США полагаются на это соглашение для координации их операций в Сирии с русскими, и если только США не готовы рискнуть конфликтом со все более мощными российскими силами в Сирии – рискуя начать Третью мировую войну – то им придется тогда прекратить свои операции в Сирии, чтобы избежать конфликта с Россией.
Так как США вряд ли хотят этого, то вариант обмена разведданными с повстанцами каким-то реальным образом также просто обречен на неудачу.
Противники компромисса в США наверняка знают, что единственное, что точно изменит ситуацию в Сирии в пользу повстанцев, будет прямая военная интервенция НАТО в их интересах, а чтобы она была эффективной, в ней должны участвовать сами США.
Так как это снова рискует спровоцировать Третью мировую войну по вопросу, в котором большая часть западной общественности поддерживает Россию, то это тоже обречено на неудачу.
Одно предложение, которое было выдвинуто в качестве возможного "плана Б" – расчленение Сирии в соответствии с конфессиональными границами – о чем мы, несомненно, еще услышим в следующие недели – на самом деле также совершенно невыполнимо.
Не только опросы общественного мнения показывают, что подавляющее большинство сирийцев – включая сирийцев-суннитов – против этого, но и в случае, если сирийскому правительству удастся консолидировать контроль над населенным западным прибрежным регионом Сирии – где расположены все крупные сирийские города – то единственной территорией, которая останется в Сирии для суннитского государства, является пустыня.
Хотя с точки зрения территории это очень большая территория, но она также является малонаселенной, не является самодостаточной и не имеет выхода к морю. Конфессиональное суннитское государство, созданное на этой территории, будет невозможно защитить военным образом и оно будет экономически совершенно несостоятельным.
Сирийское правительство будет решительно настроено вернуть контроль над этой территорией, как только оно полностью восстановится и укрепится – и на его стороне будет международное право. Имея намного больше ресурсов в своем распоряжении, и при поддержке Ирана и России, сирийское правительство без труда отвоюет эту территорию, если только США и НАТО не будут готовы послать свои наземные войска, чтобы защитить эту территорию.
Идея размещения постоянной базы сил США или НАТО в западной Сирии, чтобы защитить то, что будет являться экономически нежизнеспособным микро-псевдогосударством воинствующих джихадистов – фактически "Исламское государство" под новым названием – является иллюзией, как и любая идея, в которую США и Запад были бы готовы инвестировать огромные суммы денег, необходимые для ее поддержания.
Американская и европейская общественность никогда не согласятся с подобным, особенно потому, что против этого будет сильно выступать и арабское общественное мнение, которое будет шокировано, что крупные западные державы снова делят арабские земли, как они это делали во времена колониализма и тогда, когда был создан Израиль.
Тот факт, что ключевые региональные державы Иран и Ирак решительно выступят против такого плана расчленения, как и такие крупные не-западные державы как Китай, Индия и Россия, и что такой план почти наверняка не получит поддержки более широкого международного сообщества или ООН, делает этот вопрос по сути решенным.
Хотя этот план обязательно найдет своих сторонников в западных СМИ, в реальности он не имеет отношения к миру практической политики.
В действительности у США нет вариантов, кроме как работать с русскими по Сирии, и это то, что они очень неохотно, – и несмотря на все громы и молнии со стороны ярых противников – но делают.
Но есть еще два момента в статье "Уолл Стрит Джорнал", на которые следует обратить внимание.
Первый – незначительный, который в связи с грядущими президентскими выборами в США представляет в основном исторический интерес. Это то, что Обама исчез из вида.
Хотя в статье об этом не говорится, но из ее содержания понятно, что он не присутствовал лично на встречах в Белом доме, на которых сторонники жесткой линии изложили свое мнение.
Вместо того, чтобы лично объяснять – и обосновывать – свою политику этим сторонникам жесткой линии, Обама решил спрятаться за другими – в данном случае за госсекретарем Джоном Керри, который и принял на себя удар вместо своего шефа.
Там, где Гарри Трумэн, как известно, заявил, что вся ответственность ложится на него, Обама позаботился, чтобы крайним был кто-то другой.
Второй момент более важен, и он касается будущего.
Он заключается в том, что гнев сторонников жесткой линии не обещает ничего хорошего, и он совершенно не является поводом для эйфории, и уж точно не повод для злорадства. Наоборот, это плохое предзнаменование и повод для беспокойства за будущее.
Сторонники жесткой линии, исходя из прошлого опыта, не только не согласятся со своим поражением, но и будут искать способы свести счеты с Россией.
Тот факт, что они не могут добиться своего в Сирии, их не остановит, не более, чем провал во Вьетнаме в 1970-е ограничил действия предыдущих поколений американских сторонников жесткой линии.
В тот период сторонники жесткой линии "отомстили" за поражение США во Вьетнаме посредством поджога Афганистана – с катастрофическими последствиями для всего мира, включая США.
Тот факт, что Афганистан превратился в катастрофу, вряд ли удержит сегодняшних противников компромисса от таких же действий. Если в американской внешней политике есть константа, то она заключается в том, что когда речь идет о катастрофах, то из них всегда извлекаются неправильные уроки.
Тот факт, что США чувствуют себя униженными в Сирии, совсем не улучшает отношения между США и Россией и ухудшит их еще больше, чем они есть сейчас, и готовит еще больше проблем в будущем.
Александр Меркурис (Alexander Mercouris)
Источник: "Переводика "
Оригинал публикации: "Syrian Peace Plan: US Seethes at Its Humiliation by Russia"
Эта статья
"была первоначально опубликована "Уолл Стрит Джорнал": Pentagon, CIA Chiefs Don’t Think Russia Will Abide by Syria Cease-Fire.
Главы Пентагона и ЦРУ не верят, что Россия будет придерживаться прекращения огня в Сирии
Возникающий союз анти-российских "ястребов" в кабинете обнажает разногласия внутри администрации
Ведущие военные советники и советники по разведке президента Барака Обамы, убежденные, что Россия не будет выполнять условия прекращения огня в Сирии, добиваются усиления давления на Москву, включая увеличение тайной военной помощи некоторым повстанцам, которые сейчас терпят сокрушительное поражение из-за российских воздушных ударов.
Министр обороны Эш Картер; генерал морской пехоты Джозеф Данфорд, председатель комитета начальников штабов; и директор Центрального разведывательного управления Джон Бреннан выражают все более жесткие мнения на заседаниях в Белом доме, призывая к новым мерам, чтобы "причинить реальную боль русским", сказал один высокопоставленный чиновник администрации.
Возникающий союз анти-российских "ястребов" в кабинете обнажает разногласия среди чиновников оборонного и дипломатического ведомств и может оказать давление на г-на Обаму, чтобы он предпринял более серьезные действия против Москвы. Но это несет риски более глубокого вовлечения США в опосредованную войну в Сирии, при этом Москва проявляет мало признаков ослабления ее поддержки президента Башара аль-Асада.
Сирийское правительство заявило во вторник, что оно согласно с предложенным прекращением огня, о котором объявили днем ранее США и Россия. Но оно сказало, что военные операции продолжатся не только против "Исламского государства" и связанного с аль-Каидой "Фронта Нусра" – обе группы внесены ООН в список террористических организаций – но и против "других террористических групп, связанных с ними".
Россия и режим Асада называют все группы террористическими – еще больше ставя под удар перспективы любого перемирия.
Делегация оппозиции на мирных переговорах в Женеве, посредником на которых выступает ООН, заявила вечером в понедельник, что она поддерживает американо-российское соглашение, но с несколькими условиями, связанными с гуманитарными вопросами.
Российская кампания бомбардировок в Сирии, начатая осенью прошлого года, особенно привела в бешенство ЦРУ, так как эти удары были агрессивно направлены против относительно умеренных повстанцев, которых управление поддерживает военными припасами, включая противотанковые ракеты, говорят американские чиновники.
Сирийское правительство президента Башара аль-Асада выразило во вторник свою небезусловную поддержку предложенного прекращения огня, которое, как надеется международное сообщество, оживит мирные переговоры в разрушенной войной стране. Это объявление сделано менее чем через день после того, как США и Россия договорились о прекращении огня в субботу.
Чиновники говорят, что неясно, повлияет ли на ситуацию увеличение поддержки на данном этапе, учитывая то, сколько позиций утратили повстанцы, поддерживаемые ЦРУ, во время недавнего наступления сил режима.
Г-н Обама не был готов позволить либо США, либо региональным партнерам снабжать повстанцев современным зенитным оружием, чтобы дать отпор воздушным ударам. Хотя применение такого оружия могло бы в корне изменить расстановку сил, но любое решение помочь повстанцам напрямую атаковать российских военнослужащих или уничтожать российские самолеты означало бы значительную эскалацию.
В центре дебатов – то, насколько следует доверяться дипломатии на данном этапе сирийской драмы. На Капитолийском холме во вторник госсекретарь Джон Керри сказал, что в администрации идут дискуссии о том, какой стратегии придерживаться "в случае, если мы не добьемся успеха" на переговорах. Он отметил, что у президента есть возможность предпринять дополнительные меры против Москвы.
Но г-н Керри также сказал, что "это момент, чтобы попытаться проверить, сможем ли мы это заставить работать или нет, а не искать способы предопределить провал и начать говорить обо всех негативных аспектах того, что мы можем сделать после".
Чиновники сказали, что ни г-н Картер, ни генерал Данфорд не представили официально рекомендации г-ну Обаме.
Пресс-секретарь Пентагона Питер Кук отказался дать комментарии, как и представитель директора ЦРУ. Капитан ВМС Грег Хикс, представитель генерала Данфорда, сказал, что рекомендации генерала были конфиденциальными.
Высокопоставленный чиновник администрации сказал о критической оценке Белого дома: "Мы будем оценивать Россию по ее действиям, а не по ее словам".
Чиновник добавил: "Внесу ясность: наши действия не нацелены на Россию. Но направление нашей деятельности не меняет тот факт, что Россия, все более втягивающаяся в ужасный конфликт на стороне жестокого диктатора, окажется в трясине. Если она не изменит свой курс, то в своей судьбе Россия будет виновата сама."
Помимо расширения программы ЦРУ, другие обсуждаемые варианты действий включают предоставление разведывательной поддержки умеренным повстанцам, чтобы помочь им лучше защищаться от российских воздушных ударов и, возможно, проводить более эффективные наступательные операции, сказали чиновники.
Другой вариант, имеющий широкую поддержку среди советников г-на Обамы, это введение новых экономических санкций против России. Но высокопоставленные чиновники сказали, что они сомневаются, что европейские державы согласятся с этим, учитывая значение, которое они придают торговле с Россией.
Затянувшиеся переговоры с Москвой в этом месяце по поводу соглашения о прекращении огня в Сирии обнажили усиливающийся раскол внутри администрации.
Г-н Картер публично выразил поддержку переговорам, возглавляемым г-ном Керри. Но в то время, как шли переговоры на прошлой неделе, г-да Картер и Бреннан и генерал Данфорд в частном порядке предупредили Белый дом, что переговоры рискуют подорвать репутацию Вашингтона среди региональных партнеров в двух возглавляемых США коалициях – в коалиции в поддержку борющихся с Асадом повстанцев и в коалиции, борющейся с "Исламским государством", сказали высокопоставленные чиновники.
В какой-то момент на прошлой неделе Пентагон чуть было не отозвал своих представителей с переговоров о прекращении огня после того, как русские заявили, что военное сотрудничество между США и Россией является частью закрытых дискуссий, согласно высокопоставленным чиновникам администрации.
Г-н Картер был возмущен заявлениями русских, так как он однозначно исключил подобные дискуссии, сказали чиновники.
Пентагон считает, что Россия пыталась вбить клин между США и их партнерами по коалиции и представить все так, словно Вашингтон поддерживает военную кампанию Москвы в Сирии и признает г-на Асада.
В то время как Россия участвовала в переговорах о прекращении огня, говорят американские чиновники, ее самолеты усилили удары по позициям, удерживаемым умеренными повстанцами. Россия настаивает, что ее воздушные удары нацелены на террористические группы.
Г-н Керри считает, что у соглашения, достигнутого в понедельник, есть "реальный шанс на успех", по словам высокопоставленного чиновника администрации, близкого к госсекретарю.
В отличие от этого г-н Картер сказал высокопоставленным чиновникам в понедельник, что соглашение долго не продержится. "Он считает, что это уловка", – сказал высокопоставленный чиновник администрации.
Г-да Картер и Бреннан и генерал Данфорд выразили большое беспокойство на встречах на прошлой неделе с участием г-на Керри, советника Белого дома по национальной безопасности Сьюзан Райс и главы администрации Белого дома Дениса Макдоноу, согласно высокопоставленным чиновникам администрации.
Один высокопоставленный чиновник администрации, близкий к г-ну Керри, сказал, что госсекретарь осознает проблему гарантирования выполнения Россией соглашения. Чиновник добавил, что соглашение частично предназначено для проверки того, можно ли доверять Москве. Если Россия не станет выполнять соглашение, то тогда "нужно будет подумать о плане Б", сказал чиновник.
Г-н Керри поддерживал программу ЦРУ в Сирии в прошлом и выступал за большее военное участие, например, создание безопасной зоны для защиты умеренной оппозиции. Но Пентагон сопротивлялся таким идеям, предупреждая, что они могут привести к конфликту с Россией, сказали чиновники администрации.
Высокопоставленные чиновники администрации, участвующие в дискуссиях, сказали, что не ясно, поддержит ли г-н Обама расширение программы ЦРУ.
Г-жа Райс, г-н Макдоноу и другие высокопоставленные чиновники по национальной безопасности в Белом доме в прошлом выражали скептицизм в отношении усилий ЦРУ.
Критики программы в Белом доме предупреждали, что ничем не ограниченная поддержка повстанцев может еще сильнее втянуть США в конфликт со временем, при малых шансах на успех до тех пор, пока Москва готова увеличивать ее поддержку г-на Асада, по словам бывших чиновников администрации.
Сегодняшние и бывшие чиновники сказали, что г-на Обаму убедили в 2013 году дать разрешение на тайную программу в Сирии частично потому, что это давало ЦРУ влияние на действия региональных партнеров, включая саудовскую и турецкую разведку, препятствуя им, например, использовать современное зенитное оружие, известное как ПЗРК, на поле боя. Вашингтон предупреждал, что это оружие может попасть в руки террористов и может быть использовано против пассажирских самолетов.
Если США не предпримут действия, чтобы помешать уничтожению сил умеренных повстанцев в результате наступления при поддержке русских, то тогда саудовцы или какая-то другая группа может решить выйти из-под контроля и послать большое количество ПЗРК в северную Сирию, чтобы сбивать российские бомбардировщики, предупредили высшее руководство американские разведывательные службы, что усилит перспективы более широкого конфликта.
By ADAM ENTOUS