В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Сирия: Пойдёт ли Турция на риск вторжения? (The Independent, Великобритания )

Курды, которые вот-вот закроют границу, должны понимать – президент Эрдоган непредсказуем

За месяц перед тем, как Турция сбила российский бомбардировщик, который она обвинила во вторжении в её воздушное пространство, российская военная разведка предупреждала президента Владимира Путина, что это является планом Турции. Дипломаты, которые в курсе этих событий, говорят, что Путин пренебрёг этим предупреждением, вероятно потому, что он не верил, что Турция пойдёт на риск, провоцируя Россию на углубление военного участия в Сирийской войне.

Во время этого инцидента, 24 ноября прошлого года, турецкий F-16 сбил российский бомбардировщик, убив одного из пилотов, во время нападения, которое по всем признакам являлось хорошо подготовленной засадой. Турция заявила, что это был ответ на вторжение российского самолёта в её воздушное пространство на 17 секунд, что турецкие истребители приложили все усилия, чтобы скрыть своё присутствие, совершая полёт на малой высоте, и, по-видимому, со специальной миссией уничтожить российский самолёт.

То, что тогда был сбит самолёт – первый самолёта, сбитый страной-членом НАТО со времён Корейской войны – это важно, потому что это показывает, как далеко Турция зайдёт, сохраняя своё положение в войне, бушующей к югу от её 550-мильной границе с Сирией. Это очень важное событие сегодня, потому что в настоящее время, два месяца спустя, Турция сталкивается с военными действиями в северной части Сирии, которые представляют намного более серьёзную угрозу её интересам, чем это краткое вторжение в её воздушное пространство, даже несмотря на то, что Анкара вчера сделала свежие предупреждения по поводу нового нарушение Россией её воздушного пространства в пятницу.

Сирийская война сейчас на важнейшем этапе. За последние годы сирийские курды и их весьма боеспособная армия, Отряды народной самообороны (ОНС), заняли больше половины приграничной территории сирийско-турецкой границы. Основной маршрут снабжения Исламского государства (ИГИЛ), через пограничный переход Телль-эль-Абьяд к северу от Ракки, был занят ОНС в июне прошлого года. При поддержке интенсивных бомбардировок ВВС США, курды продвинулись по всем направлениям, блокировав север Сирии от Турции в полосе территории между Тигром и Евфратом.



При поддержке интенсивных бомбардировок со стороны ВВС США, курды продвинулись по всем направлениям, блокировав север Сирии от Турции в полосе территории между Тигром и Евфратом.

ОНС осталось продвинуться ещё только на 60 миль, к западу от Джераблуса на Евфрате, чтобы закрыть маршруты снабжения ИГИЛ и не входящих в ИГИЛ вооружённой оппозиции, через Аззаз до Алеппо. Турция заявила, что её «красная линия» состоит в том, что ОНС не должна переходить на западный берег реки Евфрат, хотя она не отреагировала, когда арабская прокси-армия ОНС, Демократическая оппозиция Сирии (ДОС), захватила плотину в Тишрине на Евфрате и угрожала оплоту ИГИЛ в Манбидже. Сирийские курды сейчас взвешивают, решиться ли на занятие стратегической территории к северу от Алеппо и соединение с курдским анклавом в Африне.

Развитие событий в следующие несколько месяцев может определить, кто в долгосрочной перспективе, на десятилетия, окажется в числе победителей, а кто в числе проигравших в регионе. Войска президента Башара аль-Ассада продвигаются вперёд на нескольких фронтах под зонтом ВВС России. Пятилетняя кампания президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана по свержению Ассада в Дамаске, путём поддержки вооружённой оппозиции, похоже, близка к поражению.

Турция может ответить на это, смирившись со свершившимся фактом, признавая, что для неё будет трудным послать свою армию в северную Сирию перед лицом категорических возражений со стороны США и России. Но, если альтернативой является провал и унижение, тогда она может сделать как раз это.

Жерар Шальян, французский эксперт по иррегулярным войнам и ближневосточной политике, выступал на прошлой неделе в Эрбиле, сказав: «не будь лидером Эрдоган, я бы сказал, что Турция не пойдёт на военное вторжение [в северную Сирию], но, поскольку есть он, то думаю, они это сделают».

У Эрдогана репутация человека, поднимающего ставки, как он сделал это в прошлом году, когда ему не удалось завоевать парламентское большинство в первых из двух выборов. Он извлёк преимущество из новой конфронтации с турецкими курдами и раскола среди своих оппонентов, чтобы выиграть вторые выборы в ноябре. Прямая военная интервенция в Сирию будет рискованной, но Шальян уверен, что Турция «способна сделать это военными методами и не будет сдерживаться Россией».

Конечно, это будет нелёгким делом. У Москвы в воздухе самолёты, а на земле зенитные установки, но Путин, вероятно, имеет чёткое представление о границах российского военного участия в Сирии.

Омар Шейхмус, ветеран среди лидеров сирийских курдов, живущий в Европе, говорит, что сирийские курды «должны понимать, что российское и сирийское правительства не собираются из-за них начинать войну с турецкой армией». Он предупреждает, что правящая курдская политическая партия, «Демократический союз», не должна переоценивать собственные силы, потому что реакция президента Эрдогана непредсказуема.

Другие курдские лидеры уверены, что вторжение Турции маловероятно, и что, если оно готовилось, то произошло бы до того, как был сбит российский самолёт. Это привело к тому, что Россия усилила свою военно-воздушную мощь в Сирии и стала гораздо более враждебно относиться к Турции, оказывая полную поддержку наступлению Сирийской армии в северной Латакии и в районе Алеппо.

На данный момент сирийские курды всё ещё решают, что им делать. Они знают, что их квази-государство, известное как Роджава, способно расшириться с взрывной скоростью, потому что Соединённым Штатам нужны сухопутные силы, чтобы действовать в сотрудничестве с их ВВС в кампании против ИГИЛ. Российские и американские бомбардировщики поддерживали, в разное время, наступление ДОС на Манбидж.

На хаотичной шахматной доске сирийского кризиса, у курдов на данный момент те же враги, что и у Сирийской армии, но они знают, что их сильная позиция продлится только на то время, пока идёт война.

Если сколько-нибудь значительного турецкого вторжения не будет, тогда выигрывают Ассад и его союзники, потому что расширенное вмешательство России, Ирана и ливанской Хизболлы сдвинуло баланс в их пользу. Тройка суннитских государств региона – Саудовская Аравия, Катар и Турция – потерпели поражение, на данный момент, в усилиях свергнуть Ассада путём поддержки вооружённой сирийской оппозиции.

Их энтузиазм в усилиях это делать испытывает напряжение. Саудовская Аравия имеет нестабильное руководство, увязла в войне в Йемене, а цена на нефть может остановиться на отметке 30 долларов за баррель. Действия Катара в Сирии даже ещё более непредсказуемы. «Мы никогда не могли понять политику Катара», – в разочаровании заявил один из обозревателей из стран Залива.

Более едкий комментатор, из Вашингтона, добавил, что «внешняя политика Катара это проект тщеславия», сравнивая её с желанием Катара скупать знаменитые здания за границей или принять у себя Чемпионат мира по футболу.

В сирийской и иракской политике почти все заканчивают тем, что игроки переоценивают свои возможности, ошибочно принимая временное преимущество за необратимый успех. Это было верно для великих держав, например, для США в Ираке в 2003 году, для такой монструозной силы, как ИГИЛ, в 2014 году, и для малых сил, таких, как сирийские курды в 2016 году.

Одна из причин, почему Иран до сих пор был впереди в борьбе за эту часть Ближнего Востока, в том, что иранцы продвигались осторожно и шаг за шагом.

Турция – последняя региональная держава, которая могла бы переломить тенденцию развития событий в Сирии с помощью открытой военной интервенции, развитие событий, которое нельзя сбрасывать со счетов, поскольку сирийско-турецкая граница постепенно запечатывается. Но, за исключением этого, конфликт стал настолько интернационализированным, что только США и Россия способны привести его к концу.


Патрик Кокберн
Источник: "ПолиСМИ"
Оригинал публикации: "Syrian civil war: Could Turkey be gambling on an invasion? "


 Тематики 
  1. Турция   (147)
  2. Сирия   (145)