Анализ информационных войн, проведенных за последние четверть века, позволяет определить следующие виды их сценариев: «мягкий (бархатный, цветной)», «силовой», «содружества (партнерства)», «обезглавливающий» и «смешанный».
Для лучшего понимания сущности и содержания современных сценариев информационных войн рассмотрим два фундаментальных понятия: «экспорт революций» и «революционная ситуация», которые взяты на вооружение политиками и военными США и НАТО.
От Маркса и Ленина
Идея перманентной революции (экспорт революций) была высказана Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в 40-х годах XIX века и получила развитие в произведениях В. И. Ленина, Л. Д. Троцкого, Э. Э. Манделя и других теоретиков-марксистов.
Теория перманентной революции подразумевает развитие непрерывности революционного процесса, в первую очередь в периферийных и слаборазвитых странах.
Понятие «революционная ситуация» сформулировано В. И. Лениным для обозначения объективных и субъективных условий, складывающихся в обществе накануне революции. Он выделил три главных объективных признака революционной ситуации и один субъективный.
Объективными признаками революционной ситуации являются кризис «верхов» («верхи» не могут жить по-старому), обострение нужды и бедствий населения («низы» не хотят жить по-старому) и значительное повышение активности масс, их готовности к самостоятельному историческому выступлению.
Субъективное условие, превращающее революционную ситуацию в революцию, – способность революционного класса к массовым действиям, достаточно сильным, чтобы сломить старое правительство.
В современных условиях это партии разной направленности, радикальные националистические движения (группы), молодежные организации, готовые пойти на любые шаги при отстаивании своих интересов.
Кроме того, при разработке сценариев информационных войн следует учитывать, что в любом обществе всегда и во все времена происходит накопление отрицательной энергии. Этот процесс может происходить быстро или медленно, но он идет всегда в любом обществе. Итог этих отрицательных накоплений энергии в обществе: сначала революционная ситуация, затем революция, смена власти, а в некоторых случаях и общественного строя, далее удовлетворение настроений общества, накопившего отрицательную энергию. Процесс накопления отрицательной энергии при необходимости можно попытаться ускорить, приложив усилия извне, или замедлить, приложив усилия внутри государства.
Грубость – на потом
Исходя из изложенного, Запад отдает предпочтение все чаще «мягким» сценариям ведения информационных войн, то есть стимулируется накопление в обществе отрицательной энергии, искажаются принципы морали и нравственности и затем остается лишь создать революционную ситуацию в стране для достижения поставленных целей. «Мягкий» сценарий ведения информационных войн – возможность создания в стране революционной ситуации, приводящей к смене власти, без непосредственного внешнего вооруженного вмешательства и оккупации территории.
Стратегическая цель информационной войны, проводимой на основе «мягкого (цветного)» сценария, – деморализация населения и вынуждение руководства страны к уходу в отставку без непосредственного применения внешней военной силы, назначение нужных президента и правительства, которые должны выполнять указания государства-«помощника».
«Силовой» сценарий задействуют тогда, когда в стране не удается создать революционную ситуацию. В этом случае иностранными государствами начинают применяться средства поражения, как правило, высокоточное оружие, подразделения специального назначения, средства радиоэлектронного подавления и функционального поражения, которые воздействуют по военным и основным промышленным объектам и не наносятся удары непосредственно по населению. Рассматривая итоги использования «силовых» сценариев, следует заметить, что законные руководители государств и в Югославии (С. Милошевич – 1999 год), и в Ираке (С. Хусейн – 2003 год), и в Ливии (М. Каддафи – 2011 год) только грозили неприятелю тем, что готовы к любому сражению, однако не могли ни технически, ни психологически противостоять США и НАТО.
И если бы данные руководители государств принимали адекватные меры, наверное, события могли бы повернуться совершенно в другую сторону, в том числе и лично в отношении их самих.
Наряду с «мягкими» и «силовыми» сценариями информационных войн могут применяться сценарии «содружества (партнерства)», «обезглавливающий» и «смешанный».
Сценарий «содружества» – в стране отсутствует необходимость создания революционной ситуации, но при этом осуществляется постепенное вовлечение государства в сферу совместных нужных, позитивных, оптимистических интересов: экономических, финансовых, военных и иных. Государство-«жертва» медленно, но верно попадает в полную зависимость от государства-«помощника».
Подобный сценарий разыгрывался против социалистической системы и Советского Союза.
«Обезглавливающий» сценарий реализуется в случае, когда нет необходимости создания революционной ситуации в стране противника и при этом воздействие осуществляется непосредственно на руководство государства. Данный сценарий является наиболее предпочтительным в современных условиях по размеру используемых ресурсов (финансовых, информационных и иных), но труднореализуем из-за того, что зачастую невозможно непосредственно осуществлять воздействие на лидера и руководство государства в целом. Вместе с тем данный сценарий самый благоприятный, так как практически исключает гибель населения и разрушение инфраструктуры страны в ходе достижения целей и решения задач информационной войны. Так, США в 2003 году потратили на подкуп иракских генералов более 600 миллионов долларов. Итог – война выиграна с минимальными потерями для США и их союзников. По мере развития информационных технологий и создания мирового информационного правительства и общества данный сценарий будет применяться чаще и чаще.
Поле боя после боя
На основе анализа проведенных информационных войн можно выделить, как правило, три этапа реализации планов.
Первый этап заканчивается потерей суверенитета государства, в первую очередь экономического, с приведением к управлению данным государством марионеточного лидера и правительства без расчленения страны (Украина, Грузия, Ирак, Ливия…)
При необходимости может реализовываться второй этап, который предполагает разделение страны на отдельные независимые государства – по типу ликвидации СССР (15 государств) и Югославии (6 государств) с приведением к управлению вновь созданными государствами марионеточных правительств.
Еще более жестоким может быть третий этап, который предусматривает развязывание в стране гражданской войны (Ливия, Сирия, Украина) и ее длительное поддержание. Начавшаяся гражданская война позволяет любую из сторон объявить преступниками и привлечь к уголовной ответственности руководителей в удобное для реализующей сценарий информационной войны стороны время с привлечением международного суда.
Информационные войны, продолжившиеся в 2015 году, могут привести к распаду Ирака, Афганистана, Сирии, Ливии, Саудовской Аравии и других государств. Так, распад Саудовской Аравии может стать причиной резкого повышения цены нефти, что очень выгодно США. Проба сил по созданию революционной ситуации проведена в Армении и Македонии. При этом следует заметить, что США сами назначают жертву, сами управляют сценарием, сами определяют победителей и кару побежденным.
Таким образом, перечисленные сценарии информационных войн применимы к любым странам независимо от уровня развития. Они дают понимание технологий их появления и реализации на практике. Знание и понимание природы данных угроз позволяют обеспечить выработку эффективных правовых, организационных, технических и иных мер для исключения и недопущения развития подобных деградационных процессов в любом обществе.
Владимир Новиков, профессор Военной академии РВСН им. Петра Великого
Источник: "Военно-промышленный Курьер"