«Соглашение должно предусматривать существенное и признанное мировым сообществом продвижение России к выполнению своих минских обязательств в обмен на снятие некоторых финансовых санкций».
Украинский кризис вступил в критический этап, хотя и временно исчез из заголовков мировых СМИ. Сейчас появляется прекрасная возможность заключить в предстоящие несколько месяцев соглашение с Россией, которое будет выгодно для американских интересов. Европейцы вполне могут отказаться от продления санкций после первой половины 2016 года, хотя экономика России сегодня находится почти в катастрофическом положении. Совпадение этих двух тенденций требует активных и решительных дипломатических действий. Это не сделка ради сделки; это способ добиться от России ухода с востока Украины.
Европа всегда была сдерживающим фактором для США на Украине. Из-за своего стремления получать российские энергоресурсы Европа на всем протяжении украинского кризиса в основном (хотя и не полностью) проявляла меньше желания проводить жесткую политику в отношении Москвы, нежели Соединенные Штаты. Это особенно касается немцев, которые всегда смотрели и на запад, и на восток. А теперь, когда Европа страдает от мощного наплыва беженцев, а также от собственного экономического кризиса, который спустя пять лет после своего начала так и не идет на спад, влиятельное деловое сообщество Европы жаждет отменить санкции против России, надеясь, что это подстегнет бизнес.
В первой половине текущего года торговля между Россией и ЕС сократилась почти на 30% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, а по оценкам Еврокомиссии, из-за санкций против России в прошлом и в этом году и без того слабые показатели ВВП уменьшились на треть процента. Поэтому некоторые европейцы выдвигают доводы о том, что прекращение огня на Украине и отмена выборов на пользующихся российской поддержкой сепаратистских территориях оправдывают отмену санкций.
Иными словами, Европа утрачивает ту решимость, которая у нее была. В это же время отношение к России в США ухудшается, особенно из-за ее интервенции в Сирии.
Но отчасти из-за низких цен на энергоресурсы, а отчасти из-за санкций, лишивших Россию доступа к европейским и американским рынкам капитала, российская экономика терпит крах. В этом году ВВП в России сократится на четыре процента. Кризис кредитования усилится, снизится спрос на потребительские и промышленные товары, а из-за слабого нефтяного рынка замедлится реализация крупных энергетических проектов. Бросить России спасательный круг некому, кроме Европы, которая может продлить санкции только на первую и вторую половину 2016 года.
Хотя многие полагали, что китайские финансисты станут естественными партнерами России, они проявляют сдержанность в предоставлении кредитов российским компаниям. Мягко говоря, Китай сам испытывает экономические проблемы, поскольку там показатели роста, измерявшиеся несколько лет назад двузначными числами, сократились до 6,9%, причем это официальная цифра, а реальная несомненно меньше.
Российская деловая элита, неразрывными узами связанная с Западом через инвесторов, акционеров и котировки акций, теперь видит, что самую большую тревогу у президента Владимира Путина вызывает состояние российской экономики. Ради политического выживания он в ускоренном порядке принимает новые торговые и налоговые меры, чтобы получить больше доходов для государственной казны и сдержать процесс снятия вкладов и вывода инвестиций. Путин не сокращает военные и социальные расходы, которые очень важны для сохранения его популярности, а поэтому для его краткосрочной стратегии сейчас просто необходимо снятие санкций.
Поэтому, если европейцы выработают дипломатический подход, предусматривающий ощутимое ослабление санкций в обмен на ощутимые уступки России по Украине, они окажутся на одной ступеньке с США, и это также создаст более подходящие условия для переговоров по Сирии. Нравится нам это или нет, но русские уже в Сирии, а администрация Обамы не проявляет активности в свержении сирийского президента Башара аль-Асада. Главный приоритет сегодня — разгром ИГИЛ.
Как мы уже говорили, если отказаться от выработки договоренности с русскими по Украине, Путин получит необходимую ему возможность оторвать Европу от Соединенных Штатов, тем более что Россия и кое-кто в Европе сегодня изо всех сил ратуют за снятие санкций. В этом отношении ситуация в Сирии выгодна Путину: в США российскую военную кампанию считают операцией по уничтожению остатков американского порядка на Ближнем Востоке, начало которому положила челночная дипломатия Генри Киссинджера в середине 1970-х годов. Таким образом, она обрела совершенно негативную коннотацию. Но поскольку Россия пытается добиться дипломатического урегулирования по Сирии, хотя ее военные ведут там боевые действия, Путин, по мнению некоторых европейцев, — последняя надежда на погашение кризиса, из-за которого в Европу прибывает так много беженцев.
Конечно, администрация Обамы проводит на Ближнем Востоке путаную и неэффективную политику. А в Центральной и Восточной Европе она просто не в состоянии демонстрировать достаточную мощь, влияние и целеустремленность. В такой ситуации лучшим выходом является частичная сделка по Украине, которую надо заключить до того, как Европа нас бросит. Такое соглашение должно предусматривать существенное и признанное мировым сообществом продвижение России к выполнению своих минских обязательств в обмен на снятие некоторых финансовых санкций.
В рамках такого соглашения на востоке Украины должны состояться выборы в местные органы власти с международным подтверждением. Россия должна вывести из восточной Украины оружие и войска, а также вернуть заложников и задержанных. Если она выполнит эти условия, ЕС и США должны будут временно отменить некоторые финансовые санкции, увеличив сроки погашения по имеющимся долговым обязательствам. Это позволит России лучше обслуживать свои долги и брать новые кредиты на западных рынках.
Если Россия позволит Украине взять под свой полный контроль всю восточную границу в течение полугода с момента выполнения этих условий, санкции следует отменить полностью. Если Россия не будет соблюдать сроки или вообще изменит курс, Соединенные Штаты и Евросоюз должны будут немедленно ввести отмененные санкции и восстановить сегодняшнее положение вещей. Они могут также рассмотреть новые, более строгие финансовые меры.
Пойти на такую сделку будет нелегко обеим сторонам, а Крым в таком случае попадет в зону длительного замороженного конфликта. Но соглашение даст очень важную экономическую возможность российским компаниям и обеспечит выполнение главных требований Запада по восстановлению безопасности на Украине.
Эта частичная сделка должна сопровождаться размещением дополнительных сил США и НАТО вдоль российских границ от Прибалтики до Болгарии. Кроме того, США и ЕС должны оказывать больше экономической поддержки и технического содействия Украине, а также другим странам из ближнего зарубежья России, чтобы они могли увереннее противостоять российским мерам принуждения в вопросах политики и поставки энергоресурсов.
Частичная сделка с Россией по Украине может показаться очень неприятной, однако разрушение трансатлантического единства еще хуже. Единство Европы и Америки — та основа, на которой можно решать проблемы Сирии, ИГИЛ, и противодействовать появлению иностранных боевиков в наших странах. Кроме того, это прочный фундамент либерального мирового порядка. Пришло время продемонстрировать прагматичное лидерство, принудить Россию к заключению сделки, продемонстрировать влияние и мощное лидерство США, и сделать так, чтобы Европа осталась на нашей стороне.
Роберт Каплан (Robert D. Kaplan) и Элизабет Розенберг(Elizabeth Rosenberg) — старшие научные сотрудники Центра новой американской безопасности (Center for a New American Security)
Источник: "ИноСМИ "
Оригинал публикации: "Time to Act on Ukraine "