Сдерживание Путина стало центральной темой на конференции в Висбадене, организованной американскими военными, в работе которой приняли участие генералы из 38 европейских стран.
Официальные лица описывали усиление активности НАТО, включая масштабные учения, проходящие в настоящее время, а также вели разговоры об увеличении американского военного контингента терминами, вызывавшими в памяти 80-е годы, когда представители альянса пристально смотрели на размещенные в Центральной Европе танки советского производства, стоявшие на вооружении стран Варшавского договора.
Учения НАТО, названные Trident Juncture, являются крупнейшими за последние десять с лишним лет. Они состоялись во второй половине октября. В них приняли участие 36 тысяч военнослужащих, которые по сценарию реагируют на вторжение в вымышленный регион Серезия (Ceresia) со стороны враждебного соседнего государства, использующего так называемую тактику гибридной войны – наподобие той, что Путин применяет на Украине.
Цель проводимых маневров частично состоит в повышении военной готовности – это признак озабоченности по поводу того, что Путин может начать новую стремительную военную операцию вроде той, которая была осуществлена в марте 2014 года в ходе захвата Крыма и которая застала врасплох Соединенные Штаты и Европу. Однако, по словам военных руководителей, важно еще дать понять Москве, что Соединенные Штаты и их союзники готовы и согласны нанести ответный удар, если он предпримет нечто подобное еще раз.
В то время как фокус Вашингтона в последнее время сместился в сторону вмешательства Путина в Сирии, американские военные планировщики в Европе сконцентрированы на новом российском натиске, который может быть предпринят в прибалтийских государствах – в Латвии, Литве и Эстонии. Присутствовавшие на конференции подчеркивали, что подобный сценарий является главной темой наряду с существующими озабоченностями по поводу «Исламского государства» и проблемы беженцев.
Растущая российская тень заставила генералов и сотрудников штаб-квартиры сухопутных сил США проводить больше времени на своих рабочих местах, чем раньше. Они теперь заняты детальной разработкой сценариев ведения боевых действий, которые считаются устаревшими после распада Советского Союза. «Работы у нас невпроворот», – сказал полковник Билл Уильямс, заместитель начальника штаба в штаб-квартире сухопутных сил США. Совсем недавно, всего два года назад Россия участвовала в проводимых под руководством Соединенных Штатов военных учениях в Европе. Однако поразительная аннексия Путиным Крыма и последовавшее затем нападение на Восточную Украину стали причиной прекращения подобной практики. Все больше учений НАТО планируются таким образом, что Россия теоретически выполняет роль главного врага.
Так, например, одно из обсуждавшихся на этой конференции учений было проведено этой осенью под названием «Драгунский рейд» (Dragoon Crossing). Оно включало в себя быстрое форсирование рек в Венгрии и Румынии, во время которых инженерные части возводили мосты под условным артиллерийским обстрелом. Такого рода сценарии необходимы для быстрого направления подразделений к месту российского вторжения с востока. Это была одна из шести военных игр, запланированных только на октябрь и ноябрь, а присвоены им были такие воинственные названия, как «Удар саблей» (Saber Strike), «Железный меч» (Iron Sword) и «Осенний шторм» (Fall Storm).
Наряду с хвастливыми заявлениями некоторые американские и европейские официальные лица признают, что недостатки в области подготовки персонала и боеготовности – результат жесткой бюджетной политики Запада – могут ограничить убедительность сдерживающего послание Запада и склонить Путина к новым территориальным претензиям. Высокопоставленные официальные лица в штаб-квартире сухопутных сил США в Европе обычно говорят следующее: их задача состоит в том, чтобы заставить 30 тысяч американских военнослужащих выглядеть как 300 тысяч.
В одном из интервью Милли отметил, что со стороны России было бы ошибкой недооценить решимость Запада. «Единство и сила НАТО реальны», – подчеркнул он. Однако он не исключает того, что будет рекомендовать разместить больше солдат и оборудования в Европе.
Официальные лица сталкиваются здесь с более практическими проблемами. Одна из них связана со своего рода стратегической инерцией – генералы, которые в течение многих лет были сосредоточены на исламских повстанцах и охоте за террористами, теперь стряхивают пыль с доктрин маневренной войны с использованием механизированных дивизий. Седовласые генералы испытывают феномен дежавю, с изумлением глядя на военнослужащих, пришедших в армию после событий 11 сентября (2001 года) и не помнящих период холодной войны.
Россия обладает некоторыми преимуществами, в том числе она впереди в области наступательных средств радиоэлектронной борьбы (Уильямс назвал возможности России в этой области поразительными). Русские также имеют возможность быстро передвигаться, тогда как европейские страны обсуждают вопрос о том, каким образом ускорить перемещение армейских подразделений через границы.
Майкл Кроули
Источник: "ВПК "
Оригинал публикации: "U.S. drawing a line against Putin in Europe "
Печатается с сокращениями.