Военные операции Москвы в Сирии, кроме того, что кардинально изменили представления джихадистов о её оружии и посеяли среди них панику, показали всему миру способность российской армии действовать в реальной боевой обстановке. Оказалось, что российская армия располагает системами постановки помех, которые в состоянии сделать так, что Атлантический альянс не будет способен что-либо видеть или слышать. Несмотря на огромный военный бюджет, США потеряли своё военное превосходство.
Российское военное вмешательство в Сирию, которая первоначально мыслилась как борьба с джихадистами, превратилось в демонстрацию военной мощи, которая кардинально изменяет сложившийся стратегический баланс сил [1].
Ошеломлённый Пентагон разделился на тех, кто пытается приуменьшить факты и найти изъяны в российских вооружениях, и тех, кто, напротив, считают, что США потеряли превосходство в обычных вооружениях и им потребуются долгие годы на их модернизацию [2].
Все помнят, что 2008 г. в войне в Южной Осетии российские вооружённые силы смогли отразить грузинскую агрессию, но показали при этом плачевное состояние вооружений. Всего десять дней назад бывший министр Обороны Роберт Гейтс и бывший советник по национальной безопасности Кондолиза Райс говорили о российской армии как о силе «второго ранга» [3].
Как же России удалось восстановить свою оборонную промышленность, разработать и серийно производить высокотехнологичные вооружения и военную технику, так что Пентагон оказался не в состоянии оценить их в полной мере и вынужден отступить? Используют ли русские в Сирии всю свою новую технику или у них есть в запасе что-то похлеще? [4]
Смятение в Вашингтоне так велико, что Белый Дом только что вынужден был аннулировать официальный визит Премьер-министра Дмитрия Медведева и делегации российского Генштаба. Это решение было принято после аналогичного визита российской военной делегации в Турцию. Бесполезно вести переговоры об операциях в Сирии, если Пентагон не знает, что там происходит в действительности. Освирепевшие «либеральные ястребы» и неоконсерваторы требуют увеличения военных расходов и уже добились приостановки вывода войск из Афганистана.
Западные комментаторы, видя, что военная мощь США может быть превзойдена, хором завопили о российской военной угрозе [5]. Но Россия всего лишь спасает народ Сирии и предлагает другим государствам сотрудничать с нею, тогда как США, когда они обладали военным превосходством, навязывали другим государствам свою экономическую систему и разрушали эти государства.
Следует также отметить, что невнятные декларации Вашингтона во время развёртывания российских войск в Сирии, то есть до начала военных действий, обусловлены не постепенной адаптацией официальной политической риторики, а тем, что они выражали: Вашингтон не знал реальной ситуации. Он в тот момент полностью ослеп и оглох.
Системы радиоэлектронного подавления
После инцидента с американским эсминцем «Дональд Кук» в Чёрном море 12 апреля 2014 г. стало известно, что российские ВВС имеют на вооружении средства РЭП, позволяющие нарушать работу всех РЛС, систем управления и контроля, систем передачи информации и т. д. [6]. Наращивая своё присутствие в Сирии, Россия разместила на севере провинции Латакия, на авиабазе Хмеймим, центр радиоэлектронного подавления. После этого инцидент с «Дональдом Куком» повторился, но уже в радиусе 300 км, куда входит и база НАТО в Инсирлике (Турция). Он до сих пор не закончился. Это случилось во время редкой по силе песчаной буре, так что поначалу в Пентагоне решили, что во всём виновата она, пока не поняли, что все их системы были подавлены помехами. Подавлено было всё.
Современная война с использованием обычных вооружений базируется на «С4i» . Это начальные буквы английских слов: « command » (управление), « control » (контроль), « communications » (связь), « computer » (информатика) и « intelligence » (разведка). Спутники, самолёты и беспилотники, корабли и подводные лодки, бронемашины и даже солдаты связаны между собой по радиосвязи, позволяющей управлять боем из штаба. И вот весь этот механизм – нервная система НАТО – оказался парализован на всей территории Сирии и частично Турции.
По мнению румынского эксперта Валентина Василеску Россией были поставлены несколько систем «Краснуха-4», на самолёты установлены контейнерные станции помех САП 518/СПС-171 (как на самолёте облетевшем «Дональд Кук»), а на вертолёты – Рычаг-АВ. Кроме того, Россия использовала в Средиземном море разведывательный корабль «Приазовье» проекта 864 («Вишня» по классификации НАТО) [7].
По-видимому, Россия обязалась не нарушать связь в Израиле, американском заповеднике, поэтому на юге Сирии системы РЭП она не размещает.
Российские летательные аппараты позволили себе не единожды нарушить воздушное пространство Турции. И не для того, чтобы проверить время реакции её ВВС, а для того чтобы подтвердить эффективность действия средств РЭП в этой зоне и провести разведку сооружений, предоставленных Турцией в распоряжение джихадистов.
Высокоэффективные крылатые ракеты
Наконец, Россия использовала несколько новых типов вооружений, таких как 26 малозаметных крылатых ракет 3М-14Т «Калибр-НК, аналогов американских Томагавков RGM/UGM-109Е [8]. Запущенные из акватории Каспийского моря, в чём не было военной необходимости, они достигли и поразили 11 целей, расположенных на удалении в 1500 км. в зоне, где средства РЭП не действовали, с тем, чтобы НАТО смогла оценить их эффективность. Эти ракеты пересекли территорию Ирана и Ирака на высоте от 50 до 100 м. в зависимости от местности, пройдя в четырёх километрах от американского беспилотника. Все они достигли целей в отличие от американских ракет, потери которых составляют от 5 до 10% в зависимости от типа [9]. Кроме того, эти стрельбы показали бессмысленность фараоновских расходов на противоракетный «щит», возводимый Пентагоном вокруг России, хотя изначально он, по официальной версии, был нацелен против иранских ракет.
Сознавая, что крылатые ракеты могут быть запущены из подводных лодок из любой точки мирового океана и что они могут нести ядерные заряды, русские ликвидировали диспаритет по пусковым установкам.
Конечно, Россия и Соединённые Штаты могут уничтожить друг друга в случае ядерной конфронтации, но в случае классической войны Россия одержит победу.
На сирийском ТВД только Россия и Сирия способны оценивать ситуацию. Все военные комментарии, исходящие из других источников, включая джихадистов, являются необоснованными, так как только Россия и Сирия видят происходящее своими глазами. Так что Москва и Дамаск намерены максимально использовать своё преимущество и поэтому держат в секрете свои операции.
Из некоторых официальных сообщений и свидетельств должностных лиц можно заключить, что уничтожено по меньшей мере 5000 джихадистов, многие из которых являются командирами из Ахрар аль-Шам, Аль-Каиды и Исламского государства. По меньшей мере, 10 000 наёмников сбежали в Турцию, Ирак и Иорданию. Сирийская арабская армия совместно с Хезболлой отвоёвывает свои земли, не дождавшись обещанного Ираном подкрепления.
Воздушные операции должны закончиться в канун православного Рождества. После этого встанет вопрос о том, позволено ли будет России закончить свою работу и добить джихадистов, укрывшихся в Турции, Ираке и Иордании. Только тогда Сирия будет спасена, но проблема всё-таки останется. Братья-мусульмане не преминут найти повод для реванша, и США будут использовать их по другим целям.
Выводы:
– Российская операция в Сирии была спланирована с целью лишить джихадистов государственной поддержки, которой они располагают под видом помощи «демократическим оппонентам».
– потребовала применения новых вооружений и вылилась в демонстрацию российской военной мощи.
– Россия теперь способна парализовать все средства связи НАТО. Она по части обычных вооружений стала первой державой.
– Её военная мощь стала в Вашингтоне предметом раздора. Рано говорить, поможет ли это президенту Обаме или будет использовано»либеральными ястребами» для оправдания роста военных расходов.
Тьерри Мейсан
Источник: "Сеть Вольтер"
Перевод Эдуард Феоктистов
[1] “Russian Military Uses Syria as Proving Ground, and West Takes Notice”, Steven Lee Myers & Eric Schmitt, The New York Times, October 14, 2015.
[2] “Top NATO general: Russians starting to build air defense bubble over Syria”, Thomas Gibbons-Neff, The Washington Post, September 29, 2015.
[3] “How America can counter Putin’s moves in Syria”, by Condoleezza Rice, Robert M. Gates, Washington Post (United States), Voltaire Network, 8 October 2015.
[4] La seule étude disponible est bien en dessous de la réalité : Russia’s quiet military revolution and what it means for Europe, Gustav Gressel, European Council on Foreign Relations, October 2015.
[5] «Russisches Syrien-Abenteuer: Das Ende der alten Weltordnung», Matthias Schepp, Der Spiegel, 10. Oktober 2015.
[6] « Qu’est-ce qui a tant effrayé l’USS Donald Cook en Mer Noire ? », Réseau Voltaire, 14 septembre 2014.
[7] «Cu ce arme ultrasecrete a cîstigat Putin suprematia în razboiul radioelectronic din Siria ?», Valentin Vasilescu, Ziarul de gardã, 12 octobre 2015. Перевод на фр. яз. : «L’arme ultrasecrète qui permet à Poutine d’assoir sa suprématie dans la guerre radio électronique en Syrie ?», Traduction Avic, Réseau international.
[8] “KALIBRating the foe: strategic implications of the Russian cruise missiles’ launch”, by Vladimir Kozin, Oriental Review (Russia), Voltaire Network, 14 October 2015.
[9] Après avoir annoncé le contraire, les États-unis ont dû admettre les faits : “First on CNN: U.S. officials say Russian missiles heading for Syria landed in Iran”, Barbara Starr & Jeremy Diamond, CNN, October 8, 2015. “Moscow rejects CNN’s report on Russian missile landing in Iran”, IRNA, October 8, 2015. “Daily Press Briefing”, John Kirby, US State Department, October 8, 2015. “Пентагон не комментирует сообщения о якобы упавших в Иране ракетах РФ”, RIA-Novosti, October 8, 2015.