Признанный мировой авторитет, бывший госсекретарь США и советник по национальной безопасности США при президенте Никсоне Генри Киссинджер дал большое интервью американскому изданию The National Interest, в котором немало места уделил России. Так, он заявил, что считает американскую позицию в украинском кризисе катастрофой.
На вопрос журналиста, смогут ли США вывести себя из очевидного тупика на Украине, в котором они застряли вместе с ЕС, Киссинджер ответил: «Вопрос не в том, чтобы Соединённым Штатам выпутаться из украинского кризиса, но в том, чтобы разрешить его благоприятным для международного порядка образом. Должны быть приняты многие вещи. Одна из них — это то, что в русском сознании отношения России и Украины всегда будут иметь особый характер. Они никогда не смогут ограничиться отношениями двух традиционных суверенных государств ни с российской точки зрения, ни, возможно, даже с украинской. Происходящее на Украине не может быть решено при помощи простой формулы принципов, которые работали в Западной Европе, – не (в ситуации, когда всё происходит) столь близко к Сталинграду и Москве. В этом контексте следует проанализировать истоки кризиса на Украине. Совершенно невероятно, что Путин потратил 60 миллиардов евро на то, чтобы превратить летний курорт в зимнюю олимпийскую деревню для того, чтобы через неделю после церемонии закрытия, в которой Россия представлялась как часть западной цивилизации, развязать военный кризис».
«Если мы воспринимаем Россию серьёзно, как великую державу, мы должны на ранней стадии определить, могут ли её нужды быть согласованы с нашими потребностями. Нам следует изучить возможности существования невоенной группировки на территории между Россией и существующими границами НАТО, – считает Киссинджер. – Запад не решается приниматься за восстановление экономики Греции; он, конечно же, не собирается браться за Украину как за односторонний проект.
Необходимо, по крайней мере, исследовать возможность некоторого сотрудничества между Западом и Россией в отношении Украины, которая не должна присоединяться к какому-либо военному блоку. Украинский кризис превращается в трагедию, потому что путает долгосрочные интересы мирового порядка с неотложной потребностью восстановления украинской идентичности. Я защищаю независимую Украину в её нынешних границах с начала постсоветского порядка. Но когда вы видите, как мусульманские отряды сражаются от имени Украины, это говорит о том, что чувство меры оказалось потеряно».
По его словам, это настоящая катастрофа. «Это означает, что целью стало сломить Россию, в то время как в долгосрочном плане её следовало бы интегрировать», – отметил бывший госсекретарь США.
Киссинджер констатирует, что все свои войны после Второй мировой Америка начинала с энтузиазмом, пока не сталкивалась с последствиями.
«Проблема всех американских войн после Второй мировой заключается в неумении соотнести стратегию с внутренними возможностями страны... Мы не должны вступать в международные конфликты, если вначале мы не можем представить себе, что должно получиться на выходе, и если мы не желаем предпринимать усилия, необходимые для достижения поставленной цели», – сказал он.
Киссинджер считает, что для того, чтобы разрешить украинский кризис, необходимо вернуть его в глобальный исторический контекст. США повторяют одни и те же ошибки, потому что не знают истории и не хотят учиться на своём опыте. Американцев Киссинджер назвал «антиисторичным народом», поскольку в школах «историю больше не преподают как последовательность событий, её разбивают на темы и вырывают из контекста».
В интервью Киссинджер ссылается на свою последнюю встречу с Путиным в Москве в конце октября 2013 года. Он вспоминает, что тогда украинскую проблему российский президент называл «экономической». Обозначил и пути решения. Уже через месяц в Вильнюсе Янукович отказался подписать соглашение об Ассоциации с ЕС, в Киеве вспыхнул Майдан. Экономика осталась в стороне. На первый план вышли истинные цели псевдореформ, в которые Запад втягивал Украину.
На вопрос журналиста, как, по мнению Киссинджера, Путин смотрит на происходящее на Украине, думает ли он, что Запад и США затеяли это специально для того, чтобы окружить Россию, экс-госсекретарь США ответил: «Я думаю, он воспринимает это как генеральную репетицию того, что мы хотим сделать в Москве».
«Смена режима?», – уточняет журналист. «В том числе, – отвечает Киссинджер. – И тот факт, что всё это происходит почти одновременно с сочинской Олимпиадой, только усиливает его подозрения. Путин считает развал Советского Союза большой исторической катастрофой. 50-миллионная Украина — крупнейший осколок СССР, так что очевидно, что ему это небезразлично».
Напоследок журналист спросил у Киссинджера: «Как вы думаете, Барак Обама — реалист, который неохотно участвует в событиях на Украине, или это преувеличено?».
«Ну, на уровне благоразумных решений он реалист. Но его видение носит скорее идеологический характер, нежели стратегический», – ответил Киссинджер.
Источник: "Столетие"
По материалам 1 канала, ИноСМИ, «КП», Вестей.ру