Несмотря на совпадающие стратегические и экономические интересы, активное военно-техническое сотрудничество США и Вьетнама начнется не так быстро.
В начале июля, во время своего визита в Вашингтон, генеральный секретарь ЦК КПВ Нгуен Фу Чонг сделал два символических жеста. На встрече с Бараком Обамой в Белом доме он провел более часа – больше запланированного времени. На следующий день, выступая в Центре стратегических и международных исследований, он сказал: «В стремительно меняющемся мире мы должны уметь и мыслить, и действовать по-новому».
Несколько лишних минут с президентом и рассуждения о переменах не выглядят столь значительно по сравнению с самим фактом, что генсек ЦК Коммунистической партии Вьетнама приехал в Вашингтон. Однако все это говорит о прагматизме, который приведет к тому, о чем раньше никто бы не посмел подумать – продаже американского вооружения Вьетнаму. Что же способствует этому?
Очевидный ответ: Китай. Но не только. Учтите, что – как заметил сам генсек Чонг – США, а не Китай, крупнейший торговый партнер Вьетнама. В 2014 г. торговый оборот составлял 36 млрд долл. В контексте этого, Будущие продажи ВВСТ по программе Foreign military sales будут лишь вкладом в существующие торговые отношения между странами.
Являясь крупнейшей страной-импортером для Вьетнама (19,7 млрд долл. в первой половине 2015 г.), США могут ожидать, что торговый баланс слегка приблизится к равновесию в контексте роста вьетнамской экономики. Вьетнам растет быстрее, чем США (в среднем 6,15% ВВП в год в 2000-2015 гг.). Экономический рост несомненно приносит пользу оборонному бюджету страны, но ограниченно, так как расходы на оборону ограничены двумя процентами ВВП.
Чонг недавно резюмировал географическое и стратегическое положение Вьетнама: «Китай наш большой сосед. Нравится нам это или нет, мы живем рядом с этой страной. Соседей не выбирают».
При этом Вьетнам осторожно наблюдает за Китаем. Как отметил эксперт по Азии Карл Таер, «они признают превосходство Китая, но хотят, чтобы их независимость уважали».
Таер, почетный профессор Университета Нового Южного Уэльса при Академии Сил обороны Австралии, дважды в этом году посещал Вьетнам. Когда он возвращался из Ханоя, он пообщался с нашим изданием. Как отмечает он, отношения Вьетнама с Китаем и США – это часть стратегии диверсификации внешнеполитических связей, начавшаяся еще после окончания холодной войны.
«Вьетнам преподносит себя как привлекательную страну для великих держав», – отмечает Таер. «Однако он ведет себя осторожно и не хочет вовлекать себя ни в чью орбиту. Вьетнампытаетсяманипулироватьдержавами, чтобытебоялись «потерятьего».
И если Китай безоговорочно главный стратегический партнер Вьетнама, то дальше по списку идут Россия, Индия и Япония. США лишь подписали с Вьетнамом «всеобъемлющее соглашение», что ставит их на ступень ниже. Таер уверен, что эта комплексная и многовекторная политика –и есть ключ к пониманию того, как Вьетнам ведет себя по отношению к США и оружейным сделкам с ними. Откровенно говоря, именно стратегические партнеры (особенно Россия, выступающая фактической монополией) будут первыми в очереди на оружейные контракты.
Недавние контракты на покупку российских подлодок проекта 636.1 «Варшавянка», сторожевых кораблей 11661Э и интегрированных ракетных систем для ПЛ «Калибр-С» подтверждают иерархию стран-поставщиков в системе ВТС Вьетнама (при этом Вьетнам выразил заинтересованность в российско-индийском проекте сверхзвуковой противокорабельной ракеты BrahMos). Китай также активно продвигает свои позиции на рынке вооружения юго-восточной Азии. Однако последние события и смена поколений в самом Вьетнаме дают основания полагать, что эта страна не преминет воспользоваться частично снятым американским эмбарго на поставку ВВСТ.
«Думаю, речь идет о сочетании двух вещей: желание США забыть о призраках прошлого и объективные национальные интересы обеих стран, отчасти в ответ на действия Китая, воспринимаемые как силовые», – высказал свое мнение Грегори Полинг из Центра стратегических и международных исследований.
«Силовые действия Китая», о которых говорит Полинг – это установка нефтяной платформы «Хайян Шию-981» в спорных водах Южно-Китайского моря. Инцидент усилил антикитайские настроения во Вьетнаме и вынудил консерваторов из рядов КПВ (дружелюбно настроенных к Китаю) перейти в оборону.
«Инцидент привел к тому, что некоторое время критиковать политику сближения с США или другими странами было дурным тоном», – отмечает Полинг. «В течение месяцев прокитайскую толпу в Ханое оттесняли».
Карл Таер согласен, что часть «стратегического доверия» между партийными элитами Китая и Вьетнама была потеряна. Однако то доверие уже было низким среди молодого поколения вьетнамцев.
«Антикитайские настроения невероятно широко распространены среди образованной молодежи Вьетнама», – прямо говорит Таер. «Среди тех, кто младше пятидесяти, много откровенно разозленных ситуацией в Южно-Китайском море».
Тот факт, что этим июнем Китайская национальная шельфовая нефтяная корпорация немного сдвинула платформу подальше от берегов Вьетнама, нисколько не впечатлил простых Вьетнамцев. Его символизм (сдвиг произошел за несколько недель до визита генсека в Вашингтон) был очевиден.
Новое поколение партийных лидеров собирается взять власть в свои руки: по законам Вьетнама, в возрасте 65 лет наступает обязательный выход на пенсию, потому консервативные элиты в скором времени покинут политическую сцену. Пришедшее поколение будет более благосклонно к Соединенным Штатам, но прагматизм в отношении Китая не позволит резко сменить традиционных поставщиков вооружения.
Практические аспекты также будут замедлять переориентацию оружейного импорта, предупреждает Грегори Полинг. Система американского экспорта по линии Foreign military sales столь запутана, что для стран как Вьетнам, не имеющих соответствующего опыта (не только касательно закупок американского вооружения, но и любых других натовских образцов) будет необходимо научиться выбирать образцы вооружений и формировать соответствующие запросы. Первые закупки будут происходить, скорее всего, по линии морских систем. Вьетнамская береговая охрана – третья по размеру после Китая и Японии, а также опережает такие страны, как Малайзия и Филиппины.
Представители «Локхид Мартин» и «Боинг» недавно приезжали во Вьетнам, поднимая вопрос о возможности продажи береговых РЛС и систем связи. Таер видит перспективы приобретения широкого спектра систем, от «раздетых» P-3 Orion до вертолетов и боевых информационно-управляющих систем. Полинг считает, что на второй стадии закупок можно ожидать самолеты и корабли. Он также напоминает, что два года назад Вьетнам приобрел у Израиля РЛС. Как добавил Полинг, даже если США смогут предложить высококачественные системы по приемлемым ценам, сложности, связанные с новыми стандартами логистики и обучения могут отпугнуть вьетнамцев.
«Эти проблемы становятся очевидными, если взглянуть на соседние страны вроде Малайзии. У них на вооружении стоят как российская, так и натовская продукция. Это весьма неэффективно и затратно в обслуживании», – отметил Полинг.
Однако, как утверждает Таер, усилия сторонников необходимости уравновесить превосходство Китая (который еще публично не осудил перспективы американских поставок вооружения во Вьетнам)могут привести к тому, что ВТС между Вьетнамом и США может перейти на более высокий уровень:
«Вполне возможно, что, помимо покупок готовой продукции, Вьетнам планирует наладить сотрудничество с американской оборонной промышленностью с целью ведения разработок, трансферта технологий и организации совместных производств».
Ничто из этого не произойдет в ближайшее время (Грегори Полинг полагает, что первые контракты будут заключены не ранее 2016 года), а информация о закупках появится в контексте пятилетнего планирования КПВ.
Тем не менее слияние стратегических и экономических интересов двух стран, как отметил секретарь Чонг, в самом деле побуждает к умению «мыслить и действовать по-новому».
Источник: "periscope2 "
Оригинал публикации: "The Diplomat "
Перевод Центра АСТ