За последние 25 лет отношения Российской Федерации с Исламской Республикой Иран неуклонно развивались. В последние годы высшее руководство обеих стран решительно занималось созданием прочных основ для развития двустороннего диалога. Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, масштаб экономических отношений между двумя соседними государствами явно не соответствует существующему потенциалу.
После появления сообщений о заключении между Ираном и группой «5+1» окончательного соглашения по ядерной проблеме открылись новые точки зрения на разные аспекты жизни международного сообщества, а отношения Исламской Республики с другими странами мира получили новый стимул. Тем не менее в последние недели в средствах массовой информации появились некоторые пессимистические заявления относительно того, как данное соглашение скажется на развитии российско-иранских отношений. Со своей стороны, по самым разным причинам автор этих строк считает, что данные заявления не могут иметь под собой прочного основания. У отношений этих двух соседних стран вполне радужные перспективы.
1. Из-за санкций торговые отношения между Россией и Ираном сократились, и особенно заметно это было в 2012 — 2013 годах. В 2014 году, когда этот процесс приостановился, товарооборот между двумя странами увеличился на 5%, а общая сумма сделок составила 1,7 миллиардов долларов. Между тем эксперты считают, что торговый потенциал обеих стран гораздо больше. К тому же президенты России и Ирана в ходе своей последней встречи на саммите ШОС в Уфе заявили, что, несмотря на всестороннее развитие отношений, товарообмен между двумя странами не отвечает существующему потенциалу.
Окончательное соглашение по ядерной проблеме может привести к отмене финансовых и экономических санкций и как результат облегчить осуществление торговой деятельности между Россией и Ираном. Не так давно глава Российско-Иранского Делового Совета Виктор Мельников заявил, что с учетом отмены санкций против Исламской Республики выполнение заключенных за последний год соглашений может в ближайшие годы привести к увеличению товарооборота до 10 миллиардов долларов.
2. Окончательное соглашение Ирана с группой «5+1» создало позитивный прецедент в сфере урегулирования международных проблем путем дипломатических переговоров. Венский документ, подписанный при участии и поддержки России, продемонстрировал, что если не пользоваться методом санкций и угроз, а, наоборот, искать взаимовыгодные варианты с учетом национальных интересов друг друга, то стороны вполне могут прийти к компромиссу. С другой стороны, обострение противоречий по ядерной проблеме Ирана и появление угрозы войны могли бы негативно сказаться на ситуации в приграничных с Россией областях.
3. Венское соглашение может разрешить некоторые спорные вопросы на Ближнем Востоке и содействовать безопасности и стабильности в регионе и во всем мире. Устранение противоречий в ядерной сфере сокращает возможности Соединенных Штатов вмешиваться во внутренние дела ближневосточных стран. Кроме того, с уменьшением внешнего давления и реакции российско-иранское сотрудничество может сыграть еще более заметную роль в установлении стабильности и безопасности, а также борьбу с терроризмом в регионе. Если ближневосточные страны будут согласованно взаимодействовать друг с другом, это уменьшит степень вмешательства Америки в дела региона.
К слову, в декларации российского Министерства иностранных дел о последствиях заключения окончательного соглашения по иранской ядерной проблеме подчеркиваются такие аспекты, как «позитивное влияние на общую стабильность и безопасность в мире и на Ближнем Востоке», «формирование важных предпосылок для реализации цели по созданию региона, свободного от оружия массового уничтожения», а также «мобилизация масштабной антитеррористической коалиции на региональном уровне».
4. Россия предприняла массу усилий, направленных на полноценное вступление Ирана в Шанхайскую Организацию Сотрудничества, однако из-за санкций эта задача до сих пор остается невыполненной. С отменой санкций будет снят и запрет на вступление Исламской Республики в ШОС, а ее превращение из страны-наблюдателя в полноправного члена еще больше активизирует отношения с Россией в рамках данной организации.
5. Отмена антииранских санкций может содействовать расширению российско-иранского сотрудничества в сфере атомной энергетики. В ноябре 2014 года между странами был подписан контракт на строительство двух новых атомных электростанций в Бушере, а также еще два других важных документа в сфере межгосударственного сотрудничества. После снятия финансовых запретов в отношениях двух стран все эти соглашения получают гораздо больше шансов на реализацию. К тому же страны выходят на новую стадию атомного партнерства в плане создания центра по производству устойчивых изотопов на иранском заводе «Фордо» и обмена лишнего низкообогащенного урана на его природный аналог.
6. Далеко от действительности предположение о том, что ядерное соглашение отдалит Иран от России и усилит в стране прозападные тенденции. Региональная и мировая политика Ирана отличается от той, которую проводят Соединенные Штаты, и по многим вопросам противостоит ей. Исламская Республика не склонна проводить с Америкой переговоры по двусторонним, региональным и общемировым проблемам, а состоявшийся диалог касался только ядерной сферы.
С другой стороны, Москва и Тегеран имеют общие интересы по многим региональным вопросам, включая Среднюю Азию и Кавказ, Каспийское море, Афганистан и Ближний Восток. Например, это касается проблем, связанных с современным мировым порядком, односторонними действиями Соединенных Штатов, ограничением национального суверенитета, вмешательством западных политиков во внутренние дела других стран, расширением НАТО и ее противоракетного щита. К тому же во внешнеполитическую программу нынешнего иранского правительства под руководством Хасана Рухани в качестве важного приоритета входит активизация отношений с Россией, Китаем и Индией.
7. По мнению некоторых экспертов, одним из последствий соглашения по ядерной проблеме Ирана станет рост конкуренции между Россией и Ираном на энергетическом рынке. В своем интервью изданию «Россия сегодня» министр иностранных дел Сергей Лавров дал верную оценку этому вопросу, заявив следующее: «Иранская нефть никогда не исчезала на рынке. Специалисты на данный момент обсуждают возможность ее резкого увеличения на международных рынках, и этот объем невелик. Иранский газ, в отличие от прогнозируемой нефти, никогда не был проблемным фактором, ведь он уже много лет поставляется в Турцию».
Действительность такова, что Россия и Иран имеют общие интересы в нефтегазовой сфере. Обе страны заинтересованы в сохранении ценовой стабильности на мировых рынках. Россия и Иран в рамках Форума стран-экспортеров газа могут сотрудничать в плане урегулирования газового рынка. Кроме того, увеличение экспортного потенциала Исламской Республики потребует много времени, и она намерена подготовить к этому и свой собственный рынок. К тому же не последнюю роль в определении цены на нефть играет политика членов ОПЕК и других экспортеров данного вида топлива.
8. Несмотря на то, что отмена некоторых санкций на поставку вооружения в Иран отложена на пять или восемь лет, данное соглашение может создать предпосылки для развития оборонно-технического сотрудничества между двумя странами. Россия и Иран уже давно выстраивают плодотворное сотрудничество в этой области. В новых условиях это партнерство можно будет реализовывать еще более активно. Указ президента Владимира Путина об отмене эмбарго на поставку в Иран зенитно-ракетного комплекса С-300 существенным образом изменил ситуацию в этой сфере.
9. Отмена санкций создала предпосылки для снижения влияния третьих стран на российско-иранские отношения и особенно это касается реализации многих совместных проектов. В заявлении российского президента, сделанном после поступления сообщений о заключении соглашения по иранской ядерной проблеме, подчеркивалось, что «двухсторонние отношения с Ираном получили новый стимул и отныне не будут находиться под влиянием внешних факторов». В данных условиях усиление активности крупных российских компаний на конкурентном иранском рынке и увеличение объемов иранской продукции, поступающей на российский рынок, могут создать предпосылки для значительного развития сотрудничества между двумя странами.
10. Российско-иранские отношения должны развиваться не только в торгово-экономической сфере. Настало время более активных мер в плане научно-образовательного сотрудничества, развития туризма, усиления взаимодействия на региональном и мировом уровнях, время для реализации новых инициатив. Две наши страны издавна взаимодействовали друг с другом. Сейчас же нам нужно поработать, чтобы вывести сотрудничество на новый уровень.
Мехди Санаи (Mehdi Sanayei) – посол Исламской Республики Иран в Российской Федерации
Источник: "ИноСМИ "
Оригинал публикации: "ده نکته درباره اهمیت روابط جمهوری اسلامی ایران و فدراسیون روسیه پس از توافق هسته ای "