В ходе саммита G7 администрация Обамы хочет усилить санкции против России, европейские страны не выдерживают такой напряженности, а Япония надеется обратить внимание на другие вопросы. Каждая из сторон придерживается своих целей. Как проводить саммит? Сохранение текущего положения дел – это, вероятнее всего, единственный выбор США.
Саммит "Группы 7" (G7) с 7 по 8 июня прошел в замке Эльмау около живописного курортного городка Гармиш-Партенкирхене в Германии. Встреча лидеров семи стран прошла после официального исключения России из группы в связи с событиями в Украине.
До встречи президент США Барак Обама в интервью СМИ отметил, что главной задачей США в ходе саммита станет обсуждение вопросов, связанных с санкциями в адрес России. Вместе с этим, американский лидер намеревался подтолкнуть европейских союзников на продление сроков санкций в отношении РФ. На повестке дня, по словам Обамы, также стоят вопросы, касающиеся торговых переговоров, климатических изменений, борьбы с терроризмом.
По настоянию Японии, в число обсуждаемых тем была внесена проблема в Южно-Китайском море, которая не имеет особого отношение к "Группе 7".
В ходе саммита G7 администрация Обамы хочет усилить санкции против России, европейские страны не выдерживают такой напряженности, а Япония надеется обратить внимание на другие вопросы. Каждая из сторон придерживается своих целей. Как проводить саммит? Сохранение текущего положения дел – это, вероятнее всего, единственный выбор США.
Такая корзина задач сделала "европейские вопросы" абсолютно простыми, однако желание достичь "согласия между державами" стало трудно осуществимым.
Во-первых, относительно украинского кризиса, Соединенным Штатам нужно, чтобы европейские страны возглавили наступление против России. На сегодняшний день отношения между США и РФ по-прежнему напряженные. Ранее G8 был механизмом и платформой для общения между Россией и западными государствами. А нынешняя "Группа 7" уже при всем желании не сможет восстановить специальные функции "Группы 8".
Во-вторых, чтобы сделать из Европы мощный "антироссийский" лагерь, в первую очередь необходимо способствовать созданию "сплоченности" внутри этого лагеря.
"Сплоченности" в современной Европе сложно добиться в связи с двумя вопросами. Первый – ДОЛГ Греции. В настоящее время переговоры между греческим правительством и международными кредиторами по реформированию и изменению средств зашли в тупик. Если стороны так и не придут к согласию, то Греция не выполнит обязательства по кредитам, и возможно, будет вынуждена выйти из еврозоны. Второй вопрос – референдум Великобритании по выходу из ЕС. В ходе переговоров Обама выразил надежду на то, что Англия останется в Европейском Союзе. В последнее время Лондон демонстрирует неоднозначную позицию по этому вопросу. Соединенные Штаты беспокоятся, но особо помочь ничем не могут.
В-третьих, в "Группе 7" Япония путем "перехода с одной темы на другую" ослабляет внимание США на Европу. Среди всех стран G7 Япония лучше остальных понимает замысел Соединенных Штатов. До саммита премьер-министр Японии Синдзо Абэ нанес визит в Украину, заявил о предоставлении экономической и гуманитарной помощи в размере 1.8 млрд. американских долларов. Глава японского правительства поддержал Обаму в нужный момент, однако, с другой стороны, он не хочет переусердствовать и усложнить территориальный спор с Россией. В действительности, больше всего Япония хочет вместе с США способствовать "сплочению" внутри G7 для привлечения внимания других стран к вопросам в Азии и оказания давления на Китай.
Перед зарубежной поездкой Синдзо Абэ дал интервью японским СМИ, в ходе которого отметил, что Япония планирует в заявлении глав государств G7 обратить особое внимание на вопросы в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. В действительности, между Японией и европейскими членами G7 не так много общих интересов и ценностей.
Во-первых, что касается интересов, европейские страны, которые присоединились к Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций, вряд ли признают, что Китай и Япония поддерживают конкурентные отношения с "нулевой суммой" в инвестиционной сфере, Токио не хватает убедительных аргументов для подавления КНР.
Во-вторых, относительно ценностей, если Япония не будет правильно оценивать исторические вопросы, то по пониманию "демократического сообщества" в "Группе 7" постоянно будут иметь место конструктивные недочеты.
Ши Цзэхуа, доцент Института международных отношений Пекинского университета иностранных языков
Источник: "Женьминь Жибао "