Антиамериканизм наводит на дешевом немецком национализме глянец чистой совести
Антиамериканизм стал неотъемлемым аспектом немецкой политики. Обвинять во всем янки — это теперь очень твердая валюта в вопросах безопасности, торговли, а также в тональности публичных дискуссий. Эти обвинения звучат либо напрямую и резко, либо более уклончиво, но с реальным признанием того факта, что нелюбовь к Америке сегодня стала хорошим средством для получения голосов избирателей.
Это неизбежная тема, которая ревет подобно турбине в ангаре, но канцлер Германии Ангела Меркель и президент Барак Обама наверняка постараются ее избежать, когда встретятся в конце недели в Баварии на полях саммита «семерки».
Какая разница, что Брюс Стоукс (Bruce Stokes) из исследовательского института Pew отметил на прошлой неделе, что из всех ведущих стран Европы у немцев самое негативное мнение об Америке (51%) после Греции? Ведь все знают, что в Германии буквально за каждым углом есть ресторан техасской/мексиканской кухни, и что американские выражения по-прежнему со сверхзвуковой скоростью проникают в немецкий язык (последнее популярное и обязательное для употребления словечко — это bullshit (дерьмо)).
Но в старых представлениях о том, что Вашингтон совершенно безжалостно обращается с Германией и даже превращает ее в жертву, появился новый, более высокий уровень презрения. Бывший министр иностранных дел Йошка Фишер считает эту антиамериканскую тенденцию «мощной», о чем он заявил на прошлой неделе в интервью.
Пытаясь предстать в образе стража немецкого суверенитета, возглавляющий Социал-демократическую партию Германии Зигмар Габриэль (Sigmar Gabriel) уже месяц обвиняет американские спецслужбы в том, что они в своих интересах заставляют немецких коллег шпионить за европейскими руководителями и компаниями. Габриэль заявляет, что немцы не приемлют приказы и нотации, и призывает Меркель проявить «твердость характера» в противостоянии Америке.
Габриэль — это вице-канцлер госпожи Меркель и министр экономики коалиционного правительства. Его целенаправленные выпады в свете немецкой коалиционной политики стали поистине экстраординарными. Но столь же незаурядным был и ответ Меркель, прозвучавший незамедлительно: «Мы никогда не должны упускать из виду то, что нам нужны разведывательные службы. И нам нужно тесное сотрудничество между этими службами».
Что это, негодование из-за нападок заместителя? Ничуть. Возмущение по поводу его обвинений в адрес американцев? Ни в коей мере.
Три недели спустя социал-демократы прибавили пять пунктов в опросе по поводу отношения немцев к возможному выдвижению кандидатуры Габриэля на пост канцлера в 2017 году. Меркель добавила два пункта. Это показывает, как демонстрация антиамериканизма или молчание по этому поводу работают на благо тех немецких политиков, для которых критика Америки или молчаливое согласие с ней стали легким путем для набора очков.
Бывший посол США в Германии Джон Корнблюм (John Kornblum) связывает процесс «глубокой институционализации» антиамериканизма с правлением Герхарда Шредера. Предшественник Меркель на посту канцлера стал тем социал-демократом, который отказался посылать немецкие войска в Ирак и пообещал «освободить» Германию от Америки.
Меркель ни в коей мере не придерживается позиций антиамериканизма. Но заявив в 2003 году, что понимает причины присутствии американских военных в Ираке, она после этого ничего подобного не произносила. Те комментарии прозвучали в контексте неудачной национальной избирательной кампании, которой она руководила в 2002 году как председатель ХДС.
Как написала в прошлом месяце в своей редакционной статье Frankfurter Allgemeine Zeitung, то поражение на выборах стало важнейшим уроком для канцлера, показавшим ей, насколько она «недооценила то, какого успеха можно добиться в Германии, будучи левым, правым, восточным или западным — неважно, если ты умело играешь на струнах антиамериканизма».
Газета написала, что когда Меркель впервые столкнулась с возбуждением общества по поводу шпионажа янки во время кампании по переизбранию в 2013 году, она решила не отмахиваться от этой суеты, которую я бы назвал доморощенной, инспирированной Сноуденом паранойей, а охарактеризовать свою позицию фразой в стиле Шредера: «Здесь, в Германии, властвует не закон силы, а сила закона».
Она тогда играла в праведность и наивность. Это указывает на ее нынешнюю осторожность и стремление не признавать тот факт, насколько серьезен антиамериканизм в Германии.
Но другие немцы все-таки восстают. Ведущий немецкий послевоенный историк Генрих Август Винклер (Heinrich August Winkler) говорит о возникшей в 2015 году «грубой смеси антиамериканизма и странной идеализации немецко-российской близости. Это та идеология, которая привела Германию к катастрофе, и которую надо резко и решительно отвергнуть».
Тобиас Йекер (Tobias Jaecker), написавший книгу о новом немецком антиамериканизме, дал мне его современное политическое определение: «Антиамериканизм сегодня это дешевый билет в новый немецкий национализм, купив который, туда можно ехать с чистой совестью».
Может ли Обама просто проигнорировать все это?
Что он сделал стопроцентно при передаче западной политики по Украине Меркель, так это увязал американский подход с ее довольно слабым сотрудничеством в противостоянии России. При Меркель Берлин отказывается поставлять Киеву оборонительные вооружения и создавать постоянные базы НАТО в Польше, что, по мнению канцлера, соответствует интересам Германии. Что касается России и применения силы, эта позиция бездействия равноценна той робости, которую канцлер отвергла 12 или 13 лет назад. С тех пор на эти позиции также встала администрация Обамы.
В таких обстоятельствах, когда властвует пассивность и слабохарактерность, антиамериканские нападки партии Габриэля наверняка будут продолжаться с разной степенью интенсивности вплоть до выборов 2017 года. Меркель надо начать процесс их развенчания. Это покажет ее избирателям и сторонникам во всем мире, к кому она испытывает самую глубокую привязанность.
Джон Винокур (John Vinocur)— бывший исполнительный редактор International Herald Tribune
Источник: "ИноСМИ "
Оригинал публикации: "Germany Falls Out of Love With America "
* * *
Два слова о Европе, БНД и Файнэншл Таймс
Итак, по сети разошлась очередная серия сериала "Европа слилась, тушите свет, Путинвведивойска".
Забавно, что отправной точкой является статья в Financial Times (
http://inosmi.ru/ft_com/20150601/228344176.html), из которой при желании можно сделать вывод, что автор текста требует немедленного и полного уничтожения России.
Заголовок подходящий: "Для Запада проблема не Путин, а Россия" и вот украинская пресса услужливо дает перевод:
http://zn.ua/article/print/WORLD/dlya-zapada-problema-ne-putin-a-rossiya-ft-177996_.html
И вроде бы все понятно: "проблеме России уже 200 лет", "у России и Европы разные ценности", "уход Путина ничего не изменит", и т.д. и т.п.
Наверное слух некоторых "специалистов" обласкал финал текста:
"Экономический кризис и технологическая отсталость усиливает чувство уязвимости России. Именно данный фактор заставляет Москву проводить агрессивную политику, включая и риторику о возможном применении ядерного оружия.
Однако российская угроза весьма ограничена, и свидетельствует об упадке РФ. Международное сообщество должно оказывать больше помощи Украине в ее попытках реформировать свою экономику и создать из нее компетентное государство, которое служило бы барьером против угрозы России европейскому единству и европейским ценностям."
Но дело в том, что украинские СМИ не дают полного текста, а финал у него вот такой:
http://www.ft.com/cms/s/0/f0ff7324-03b5-11e5-a70f-00144feabdc0.html
"Но сдерживание не сработает в нашем глобализированном, все более многополярном мире, так как оно сработало в период Холодной Войны. Запад не может сдерживать одну из крупнейших экономик мира. Было бы преступной халатностью чрезмерно ослаблять геополитическую силу, которая является критичной для того равновесия которое мы надеемся построить из сегодняшней турбулентности, особенно в Азии.
Жесткая правда заключается в том, что Украину нельзя восстановить без России. Она слишком зависима от России с экономической точки зрения и у России слишком много рычагов воздействия внутри Украины что исключает другие возможности. Сдерживание должно быть смешено с уступками. Найти правильный баланс – вот это наша проблема"
Правда совсем другое впечатление? Укроперемога, легким движением руки превращается в очередную зраду. Оказывается, Украине надо помогать, но с Россией придется договариваться, и даже "уступать" – весь вопрос сколько. Вот Керри приезжал торговаться, например. А Нуланд к торгам не пустили.
Вдвойне забавно, что некоторые приняли текст за позицию Европы (Файнэншл Таймз, ага) но не удосужились прочитать ни оригинал текста, ни уточнить авторство. А автор ни разу не европеец, а Томас Грэхэм бывший старший директор по российскому направлению в Совбезе США. Какая нафиг Европа? Это более-менее вменяемая часть американской элиты пытается донести простую мысль: попытки убрать Путина – бесполезны, и даже попытки сдержать Россию – бесполезны. Давайте торговаться (авось удастся обмануть :) )
Где тут можно усмотреть "слив и слом" Европы – решительно непонятно.
А теперь насчет самой Европы:
У сторонников Меркель возникают вопросы насчет того сможет ли ее правительство пережить очередной скандал по поводу сотрудничества БНД и АНБ:
http://news.yahoo.com/german-conservative-asks-merkel-coalition-survive-spy-row-095152986--sector.html
Тут самое интересное не в потенциальном развале коалиции (
http://ria.ru/world/20150521/1065697935.html ) , а именно к этому и идет дело, а в том, что кто-то продолжает сливать немецким политикам информацию, о которой они знать не должны. И эти "кто-то" должны сидеть очень глубоко внутри БНД, а страна жива до тех пор пока жива хоть часть ее спецслужб и не все разведсообщество купили или прогнули под США. Сейчас видно, что та самая "хардкорная" часть разведсообщества идет ва-банк против США.
http://www.ft.com/intl/cms/s/0/3bf16734-fd5d-11e4-b072-00144feabdc0.html --- вот как описывает источник Financial Times ситуацию в Германии:
"Идет бой между канцелярией и БНД. И там и там есть утечки информации."
В этом контексте, заявление лидера СДП Зигмара Габриэля, который требует от Меркель чтобы она "показала твердость в переговорах с Вашингтоном" – просто вишенка на торте –
http://www.thelocal.de/20150518/spd-sharpens-attack-on-merkel-over-bnd
Да-да, я в курсе что "Нам нужен Берлин" – это "глупость", но я предпочту потупить на одной стороне баррикад с Лавровым.
Посмотрим. До конца июня еще есть время, а дальше события начнут развиваться значительно быстрее. Прогноз остается неизменным –
http://politrussia.com/world/u-ukrainy-otsutstvuet-707/ . Повторять буду до тех пор пока не перестанут спрашивать:
"1. Если Европа окончательно освобождается из под влияния США, то "украинская проблема" будет решена Россией, скорее всего руками ЛДНР. Логика: "уже можно!"
2. Если Европа окончательно попадает под полный контроль США, то "украинская проблема" будет решена Россией, скорее всего руками ЛДНР. Логика: "уже все равно!"
3. Если Киев сам начинает боевые действия, то "украинская проблема" будет решена Россией, скорее всего руками ЛДНР. Логика: "сами напросились!" с прицелом на использование ситуации для отрыва ЕС от США"
Источник:
>"crimsonalter.livejournal.com "